Коллекторов обязали брать на работу инвалидов
Коллекторское агентство «Секвойя Кредит Консолидейшн» по решению суда должно будет организовать рабочие места для инвалидов. Эта компания, одна из крупнейших в своем секторе и насчитывающая в штате более 200 человек, не выделила необходимую квоту (2–4% от общего числа сотрудников) на рабочие места для такой категории россиян.
Закон «О квотировании рабочих мест», предусматривающий трудоустройство социально незащищенных граждан, принят в Москве в 2004 году. В соответствии с ним предприятия, независимо от вида их деятельности, должны становиться на учет в центре занятости и принимать на работу инвалидов. Фирмы, которые это игнорируют, должны платить компенсацию в столичный бюджет — ежемесячно за каждого ненанятого инвалида, в размере, равном прожиточному минимуму в регионе. Но значительная часть нарушителей игнорирует и это правило. Поэтому в течение 2011 г. в Москве на предмет квот было проверено более 500 предприятий. Среди них и «Секвойя», которая, как было выявлено, квоту не выделила. В результате Тверской межрайонный прокурор Москвы подал к коллекторскому агентству иск в защиту неопределенного круга лиц и выиграл дело.
— Если работодатель хочет, он способен принять все меры для трудоустройства инвалида, — уверена начальник отдела квотирования ГУ «Центр квотирования рабочих мест» по Центральному округу Москвы (в этот центр компании ежеквартально должны сдавать отчеты по квотированию) Наталия Калачева. — Но в подавляющем большинстве случаев работодатели этим вообще не интересуются и начинают что-то предпринимать, только когда их дернет прокуратура.
По мнению председателя московской коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Юрия Николаева, компании, которые хотят нанять инвалидов, делают это без решения суда. К таковым руководитель отдела по трудоустройству региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Михаил Новиков отнес ряд иностранных компаний, действующих на территории России, в частности сеть магазинов «Ашан» и аудитора из «большой четверки» KPMG.
Но правового механизма, способного заставить компании брать на работу инвалидов, как уверен Юрий Николаев, в России не существует. Не надо быть экспертом, чтобы понимать, что высокотехнологичной фирме сделать это в условиях мегаполиса — из области фантастики. Люди, которые плохо ходят или видят, просто не могут добраться до офиса на общественном транспорте, а дистанционное сотрудничество, позволяющее человеку работать, не выходя из дома, готовы предложить пока что далеко не все предприятия.
— Инвалиду обратиться за помощью в трудоустройстве на самом деле не к кому. Исходя из моего опыта, и служба занятости не поможет. Чтобы встать туда на учет, надо собрать кучу бумаг, потратить очень много сил, — рассказал Михаил Новиков. — Квоты установлены, похоже, для того, чтобы собирать с работодателей штрафы. По моему мнению, квотирование не имеет отношения к реальному трудоустройству людей с инвалидностью.
«Секвойя», судя по реакции ее руководства, не собирается отделываться компенсациями в пользу государства, а готова предоставить инвалидам вакансии.
— У нас уже работают люди с ограниченными физическими возможностями, хотя некоторые из них по своим личным соображениям и не проходят медицинское освидетельствование для официального оформления инвалидности, — сообщила «Известиям» гендиректор «Секвойи» Елена Докучаева.
Ее поддерживает гендиректор Центра развития коллекторства (ЦРК) Дмитрий Жданухин, который считает, что в его бизнесе применение найдется всем.
— В коллекторском конвейере большое количество самых разных мест для инвалидов, — уверяет он. — Ведь можно работать удаленно. Например, в части сбора информации. Другое дело, к квалификации сотрудника будут предъявляться серьезные требования независимо от того, инвалид он или нет.
А гендиректор коллекторского агентства Morgan & Stout Антон Дианов и его коллега из компании Lindorff Алексей Чеботарев полагают, что инвалиды вполне могут работать в call-центре. Стоит отметить, что сотрудники call-центра коллекторского агентства занимаются тем, что обзванивают должников с целью добиться от них выплаты долга, а это связано с большим эмоциональным напряжением. Но Михаил Новиков из «Перспективы» не видит здесь преграды к трудоустройству человека с ограниченными физическими возможностями — всё зависит только от личных пристрастий соискателя.