ВМФ отказался от новейших подлодок проекта «Лада»
В Главном штабе ВМФ «Известиям» сообщили в среду, что программу
испытаний проекта «Лада», с которого еще 10 лет назад планировалось начать
обновление неатомных подводных сил, пришлось свернуть.
— В боевой состав флота «Санкт-Петербург» принят не будет. Это
окончательное решение. Лодка останется опытным экземпляром, на котором
будут испытываться отдельные комплексы, — заявил высокопоставленный
представитель Главкомата ВМФ.
Главным недостатком «Лады» собеседник «Известий» назвал недоработанный двигатель, который оказался неспособен развить больше половины заданной по проекту мощности.
Кроме того, не готовы гидроакустический комплекс лодки, на разработку которого было потрачено 1,3 млрд рублей,
боевая информационно-управляющая система «Литий», торпеды «ТЭ-2 Игрушка».
— Красивый по замыслу проект не получился. Фактически у нас имеется полномасштабный
макет корабля. Лодка полностью небоеспособна по целому ряду важнейших
направлений. Ее дефекты и быстрое старение имеющихся дизельных подлодок
вынуждают нас вернуться к заказу проверенных «Варшавянок», — подытожил
представитель ВМФ.
По его словам, работа на двух других лодках проекта «Лада» — «Кронштадт» и «Севастополь», корпуса которых полностью готовы, сейчас заморожена. Возможно, их оснастят уже испытанными двигателями от других проектов, старыми системами и продадут за рубеж.
В «Адмиралтейских верфях» выразили недоумение по поводу отказа от «Лады». По словам
представителя завода, гидроакустика на лодке уже работает, есть
положительные наработки и с двигателями.
— «Лада» еще не исчерпала свой потенциал. При серьезных технологических
доработках и финансировании по линии оборонного заказа этот проект еще
можно спасти. Такое решение будет в интересах не только ВМФ, но и поддержания
международного имиджа России как страны, способной продвигать
собственную высокотехнологическую продукцию на внешнем рынке, — пояснил представитель «Адмиралтийских верфей».
По данным Минобороны, до 2020 года ВМФ закупит около 10 дизельных подводных лодок. Сейчас идет строительство двух «Варшавянок», которые дорабатывают под цифровые системы связи и управления. О других проектах российских дизельных подлодок открытой информации нет.
Дизель-электрическую «Варшавянку» разработали в СССР еще в 1970-е годы. За малошумность и скрытность лодка получила на Западе прозвище «Черная дыра». Вооружена минами, торпедами и ракетами. Экспортировалась в Китай, Вьетнам и Алжир. За все время было построено больше 20 лодок этого типа.
«Ладу» разработали в качестве развития проекта «Варшавянка» в 1990-х
годах. Первую лодку «Санкт-Петербург» заложили еще в 1997 году, а на воду спустили только в 2004-м. Специально для «Лады» был
разработан новый бесшумный электродвигатель и около 170 приборов и
систем, которые ранее не выпускались в России.