Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Уильям Блейк спустился с небес к народу

"Декабрьские вечера" представят иллюминированные рукописи поэта и гравера
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В современной англоязычной культуре фигура Уильяма Блейка чрезвычайно популярна, что не означает, впрочем, доступности его творчества для всех. Скорее, он воспринимается широкой публикой в качестве визионера, чьи духовные прозрения весьма оригинальны, но слишком сложны, чтобы сделать их частью личных переживаний.

Да и сам Блейк не особенно верил в признание «народных масс», говоря: «Мои произведения больше известны на небесах, чем на земле». Однако при всем недопонимании, которое сопровождало его опусы – философские, поэтические, изобразительные – с момента их возникновения по сей день, к нему все-таки пришла запоздалая посмертная слава.  Сравнение масштаба его личности с Шекспиром или Хогартом никого нынче не удивляет.

А ведь был долгий период забвения, когда имя Уильяма Блейка ровным счетом ничего не говорило даже представителям интеллектуальной элиты. Вспомнили об этом экстравагантном авторе лишь во второй половине XIX столетия – почти через полвека после его смерти. Художники из «Братства прерафаэлитов» увидели в нем своего предтечу и провозгласили гением. Впрочем, до всемирного признания Блейка тогда было еще далеко. Только в ХХ веке он занял место в ряду кумиров человечества.    

О его творчестве написаны горы исследований, но и сейчас нельзя утверждать, что феномен полностью изучен и объяснен. Слишком уж неординарны были воззрения этого творца и чересчур аллегоричен его стиль, хотя по форме произведения могли быть очень просты – вспомните знаменитые поэтические сборники «Песни невинности» и «Песни опыта», где многие сентенции кажутся едва ли не наивными. Однако простота эта кажущаяся, и читатель постепенно погружается в метафорическую бездну (кстати, на русский язык стихотворения Блейка увлеченно переводил Самуил Маршак – его переводы представляются весьма убедительными).

Подобным же образом стоит относиться и к изобразительному наследию автора. Уильям Блейк был профессиональным гравером и зарабатывал этим ремеслом на хлеб, но свойства его натуры вели к тому, что большинство созданных им иллюстраций к своим и чужим сочинениям редко находили поклонников. Можно сказать, он всю жизнь работал «в стол» – по крайней мере, когда речь шла о выражении авторских идей, проникнутых специфической религиозностью.   

Эта фигура и стала смысловым центром нынешнего гастрольного проекта, привезенного в Пушкинский музей из туманного Альбиона. Выставку, представленную в рамках XXXI музыкального фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», готовили весьма почтенные институции – лондонская галерея Тейт, Британский музей, музей Виктории и Альберта, Национальная портретная галерея и еще ряд английских хранилищ искусства.

В экспозицию включены темперы и раскрашенные акварелью гравюры Блейка (последние он сам именовал «иллюминированными рукописями»). Надо заметить, что художник был чрезвычайно плодовит, однако до наших дней дошли далеко не все его изобразительные работы – тем ценнее увидеть в оригинале «Суд Париса», «Страшный суд», «Ньютона», «Проклятую душу», а также иллюстрации к Данте, Мильтону, Шекспиру. А «партнерами» Блейка в этом проекте выступают те самые «британские визионеры» – художники, так или иначе вдохновлявшиеся его мистическими образами: Данте Габриель Росетти, Эдуард Бёрн-Джонс, Обри Бёрдсли, Фрэнсис Бейкон.      

"Уильям Блейк и британские визионеры"

29 ноября – 19 февраля

ГМИИ имени А.С. Пушкинаул. Волхонка, 12, тел.: (495) 697 95 78.

Вторник – воскресенье с 10.00 до 19.00.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...