ВВС потребуется 40 лет на перевооружение
ВВС объявили о закупках в 2012 году 90 новых и модернизированных самолетов и вертолетов. Несмотря на внушительную цифру, такими темпами обновление авиапарка ВВС России затянется на 40 лет, подсчитали эксперты. Причина — низкий потенциал авиапромышленности и непродуманный гособоронзаказ.
— У нас отсутствует структура, которая бы просчитывала заказы Минобороны. Сейчас этим занимаются 20–30-летние мальчики и девочки, перешедшие из налоговой службы, которые не знают, как просчитывается развитие военной промышленности, — полагает руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок.
По его словам, из-за того, что параметры гособоронзаказа не просчитываются, сокращается финансирование опытно-конструкторских работ, военная промышленность не может вовремя спланировать и собственную работу — развитие мощностей, закупку сырья и комплектующих. В результате возникает многолетнее запаздывание в поставках вооружения в армию.
Вместо того чтобы поспособствовать наладке системы оборонпрома, Минобороны заказывает вооружение и даже снаряжение за рубежом.
Первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков подсчитал, что при закупках по 90 машин в год обновление ВВС затянется на 35–50 лет.
— В авиаполку 40 машин. Чтобы такими темпами — по 10 машин одного типа в год — обновить авиаполк, потребуется четыре года. А только для фронтовой авиации нужно 400 новых самолетов. Получается, что для их закупки нужно минимум 40 лет. За это время первые самолеты уже выйдут из строя, — отметил Сивков.
По его оценкам, истребительной авиации требуется более 1 тыс. новых самолетов, армейской — около 700 вертолетов.
— Можно сказать одно: эти объемы — капля в море, разговоры о том, что у нас 90 машин закупается и модернизируется — это ничтожно мало, — заметил Сивков.
По его мнению, чтобы обновить авиапарк к 2020 году, ВВС нужно закупать ежегодно не меньше 200 новых самолетов и вертолетов и модернизировать не менее 200 машин.
По данным самих ВВС, в 2012 году в войска поступит всего чуть больше 20 новых самолетов и столько же новых вертолетов. Армия закупит менее 10 фронтовых бомбардировщиков Су-34, около 10 штурмовиков Су-25СМ и считаные единицы истребителей Су-35 (точные цифры не называют из соображений секретности).
Среди новых боевых вертолетов чуть больше 20 машин — Ми-28Н «Ночной охотник», Ка-52 «Аллигатор» и экспортный вариант ударного вертолета Ми-24, получивший название Ми-35, от которого отказались зарубежные покупатели. Кроме того, армейская авиация пополнится около 30 вертолетами Ми-8 и пятью тяжелыми Ми-26Т.
Ранее главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин заявлял, что доля современной техники в авиапарке ВВС к 2015 году
обновится на треть, а к 2020 году по некоторым видам вооружения
обновление составит 100%, «а в целом — 80%».