Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО уничтожили 15 дронов ВСУ над регионами России и акваторией Черного моря
Происшествия
В Екатеринбурге загорелось здание со стройматериалами на площади 800 кв. м
Мир
Баскетболист Касаткин не будет оспаривать решение французского суда об экстрадиции в США
Мир
Норвежскую армию заподозрили в связях с украинским нацбатом «Азов»
Происшествия
В Белгородской области после атаки ВСУ возникли проблемы с электроснабжением
Происшествия
При крушении Ка-226 в Дагестане погибли замглавы КЭМЗ и три ведущих специалиста
Спорт
Теннисистки Кудерметова и Мертенс победили в финале итогового турнира WTA
Общество
Разбор завалов обрушившегося из-за взрыва газа дома в Тульской области завершен
Происшествия
Один человек погиб в результате схода лавины на Камчатке
Спорт
Российские самбисты завоевали четыре золотые медали во второй день ЧМ
Спорт
Россиянин Аристархов завоевал бронзу на чемпионате мира по пулевой стрельбе
Мир
Патриарх Кирилл отстранил экзарха Западной Европы из-за церковного суда
Общество
В Москве по делу о клевете задержали религиозного деятеля Батлухского
Мир
Бывший ведущий программы Top Gear Квентин Уилсон скончался в возрасте 68 лет
Мир
Минобороны Бельгии отправило 149 тыс. писем с предложением вступить в армию
Мир
Женщина погибла в результате наезда автобуса на пешеходов на юго-западе Германии
Мир
Дом детства Трампа выставили на продажу за $2,3 млн

Сопротивляться можно и тихо

В рамках Дней Москвы в немецкой столице открылась выставка, посвященная русскому пикториализму
0
Сопротивляться можно и тихо
Трио Кастелио (1924). Работа Александра Гринберга из собрания музея “Московский Дом Фотографии”
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Пикториализм — одно из самых несчастных течений в истории мировой фотографии. Его и писать все время норовят неправильно (пикторЕализм, хотя название происходит от английского pictorial — живописный, а не от сочетания реализма и пиктов, собирателей верескового меда), и готовы объявить чуть ли не апофеозом дурного вкуса. Хотя в конце XIX — начале ХХ века не было течения моднее. Продажи росли, регулярно проводились посвященные пикториализму выставки и салоны. Русские и советские мастера тоже в них постоянно участвовали, и даже — как Николай Свищов-Паола (1874–1964) или Сергей Лобовиков (1870–1941), — завоевывали награды. Лишь после мировой войны пикториальную фотографию стали критиковать как явление искусственное и вымученное.

Пикториалисты и впрямь не особенно жаловали современность. Они не только стремились имитировать живопись в ее импрессионистическом изводе, но и не любили промышленность, вычищали следы ее присутствия на своих снимках и всему на свете предпочитали ландшафты. Возможно, с вкраплениями человеческих тел. Символизм, столь важный для пикториалистов, не мог ограничиться природой, да и английские фотографические трактаты 1860–1870 годов, определившие эстетику пикториализма, говорили скорее о форме, чем о содержании.

На выставке «Тихое сопротивление» в берлинском Мартин-Гропиус-бау показывают русский пикториализм, на Западе мало известный (хотя Московский дом фотографии организовал в последнее время несколько таких выставок в Европе). Название можно понимать двояко. Это и сопротивление навязываемым фотографии задачам, ведь авангард ни во что не ставил ее устремления к живописности: Александр Родченко объявлял целью эксперимент, а не подражание. Это и сопротивление навязываемой идеологии в искусстве.

К началу 30-х в Советском Союзе движение пикториалистов было практически запрещено, продолжать работать можно было лишь в полуподпольной обстановке. Так, один из героев берлинской выставки, Юрий Еремин, вынужден был печатать снимки в ванной комнате коммунальной квартиры, причем печатать как микрофильмы — иначе арест был бы неминуем. К этому времени один из столпов отечественного пикториализма, Александр Гринберг, оказался в лагерях по обвинению в «распространении порнографии» (его работы за год до ареста показали на престижной выставке «Мастера советской фотографии» в Москве). Василия Улитина, чьи работы представлены в Берлине сейчас, тогда выслали из столицы.

Нельзя не признать очевидное: пикториализм был не только художественным течением. Вольно или невольно он тяготел не к одним лишь формам прошлого, но и к темам прошлого. Обнаженные барышни, дворянские усадьбы, принципиальное отсутствие какой бы то ни было современности… Рецензенты западных газет, комментируя очередное присуждение наград советским участникам международных выставок пикториалистов, так и писали: вот приехали люди из революционной России, а привезли вполне привычное искусство! Понятно, почему так исходили желчью лефовцы, мечтавшие стать официальными представителями советской государственности: они-то настаивали на поиске, предлагали создавать новые формы, утверждали с их помощью новые истины. А слава доставалась политически незрелым коллегам!

Впрочем, тот же Родченко, еще в конце 1920-х писавший о пикториализме едва ли не зло, в середине 1930-х сам снимает целую фотосерию о цирке в устаревшей и фактически запрещенной манере. В этой же стилистике он снимает и театр. Вообще театр, танец, арена и сцена выглядят наиболее удачной точкой приложения пикториалистических усилий. Ведь классическая театральная съемка стремится передать как можно больше деталей. Но парадокс театра заключается в том, что детали создают атмосферу, но через показ исключительно деталей самой атмосферы не воссоздать. Требуется что-то большое, неуловимое и кажущееся необязательным, чтобы запечатлеть на фотоснимке таинство сцены. Пикториалистам это удавалось.

Правда, мало кто мог убедиться в этом после 1930-х, когда их перестали выставлять в СССР, а заодно запретили и принимать приглашения «оттуда». Отрезвление началось лишь недавно.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир