ФСФР не даст разорить «чайников»
Вовлекать непрофессионалов в биржевые игры вскоре станет очень сложно. Во всяком случае путем распространения публичной рекламы, предлагающей всем кому ни попадя заработать на фондовых биржах, а также на рынке Forex, который пока что ни одно ведомство в России не контролирует.
По данным «Известий», Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) разрабатывает правовые нормы, регулирующие предложение финансовых услуг розничным клиентам — неквалифицированным инвесторам (владеющим финансовыми инструментами на общую сумму менее 3 млн рублей). Речь идет о тех, кто хочет быстро заработать, не разбираясь в тонкостях фондового рынка, и не осознавая, в какой степени и чем рискует.
Как сообщил источник, близкий к проекту, служба предлагает внести соответствующие изменения и дополнения в законы «О рынке ценных бумаг» и «О рекламе», о чем уже письменно оповестила правительство. Согласно поправкам, финансовые услуги смогут рекламировать только профессиональные участники рынка, притом призывы «поиграть» ни в коем случае не должны быть нацелены на «чайников». Эта инициатива, по информации «Известий», поддержана Центробанком (ЦБ).
— Данные вопросы находятся в сфере нашего внимания, сейчас мы изучаем механизмы торговли на рынке Forex, — официально сообщили «Известиям» в ФСФР. — Также нами был направлен в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) проект, вносящий изменения в закон «О рекламе» в части продвижения производных финансовых инструментов.
Представители ФАС рассказали «Известиям», что в целом поддерживают данную инициативу, которую ведомства начали активно обсуждать еще в январе этого года. Возглавлявший в то время ФСФР Владимир Миловидов заявлял, что хочет запретить рекламу всех финансовых институтов, не имеющих лицензии.
— Считаю, что очень большой проблемой является Forex, — говорит председатель Союза потребителей финансовых услуг (Финпотребсоюз) Игорь Костиков, — потому что наряду с добросовестными операторами на этом рынке есть огромное количество недобросовестных. Мы сталкиваемся с тем, что лицензированные операторы тоже ведут себя неподобающим образом.
Директор по стратегическому маркетингу компании Forex Club Илья Волков не сомневается, что намерение ФСФР по ограничению рекламы, нацеленной на неквалифицированных инвесторов, не только не помешает бизнесу компании, но и повлияет на него позитивно.
— Мы считаем крайне важным вопрос регулирования рекламы финансовых услуг в целом и в особенности рекламы, ориентированной на неквалифицированных инвесторов. Данная инициатива полностью соответствует лучшим примерам международной практики. Вопрос регулирования рекламы финансовых услуг уже решен на многих других рынках, и мы можем не изобретать велосипед, — отмечает Волков.
Более того, ФСФР намерена определить рамки, за которые биржевые брокеры не смогут выходить при совершении маржинальных и срочных сделок.
— Маржинальная торговля — это торговля с кредитным плечом. То есть это кредитный риск, который предоставляется оператором, не имеющим кредитной лицензии. Как это называется? В свое время мы очень сильно ограничили кредитное плечо, но это вызвало большие нарекания с стороны профучастников, и позже ФСФР все отменила, — рассказывает Костиков. — До сих пор к нам идут жалобы клиентов, которых завлекали через кредитное плечо и в итоге просто разоряли. Таких людей — тысячи.
Игорь Костиков уверен, что маржинальные сделки не должны быть доступны для неквалифицированного инвестора, соответственно, о рекламе таких услуг не может быть и речи.
В ФСФР также активно борются с пирамидами типа МММ, среди прочего пытаясь преградить путь их рекламе. Правда, главного пирамидостроителя страны Сергея Мавроди, являющегося ныне идеологом интернет-проекта МММ-2011, планы ведомства не пугают. Отказываться от плакатов и баннеров, продвигающих в народ его новое детище, Мавроди не намерен.
— Какое к нам отношение имеют финансовые услуги? Кто их кому оказывает? Может, еще и деньги за это берутся? — спрашивает Сергей Мавроди, беседуя с «Известиями». — А вообще, у нас нет предпринимательской деятельности. Следовательно, к нам закон по рекламе не относится.
По словам Игоря Костикова, в Финпотребсоюзе рассматриваются две жалобы, касающиеся рекламы МММ-2011.