Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Новейшая история России в 140 фотографиях

Среди 89 авторов World Press Photo — известинец Виктор Ахломов
0
Новейшая история России в 140 фотографиях
Фотографы, ставшие лауреатами международного конкурса World Press Photo, на выставке работ советских и российских фотожурналистов в музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница». Фото: РИА НОВОСТИ/Владимир Астапкович
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В прошлом году престижнейший международный конкурс World Press Photo (WPP) отмечал свое 55-летие. Инициатива голландских фотожурналистов, решивших когда-то на базе национального состязания «Серебряная камера» учредить премию для коллег со всей планеты, оказалась невероятно популярной, и вот уже больше полувека WPP находится вне конкуренции со стороны прочих конкурсов подобного рода.

И хотя декларации о независимом характере этого проекта часто воспринимаются со скепсисом, все-таки можно говорить о том, что политически ангажированным на 100% конкурс никогда не был. Во всяком случае, даже в период «холодной войны» советские фотографы неоднократно получали в Амстердаме награды, а самые маститые из наших авторов регулярно участвовали в работе судейской коллегии.

Идея подвести промежуточные итоги этого марафона, имея в виду отечественных лауреатов World Press Photo разных лет, пришла в голову основателям культурного проекта «Русс Пресс Фото». Пришлось порыться в архивах и обратиться за содействием к самим призерам. В итоге хроника советско-российского представительства в знаменитом конкурсе восстановлена почти без пробелов: суммарно демонстрируются 140 фотографий от 89 авторов.

Нынешняя выставка в музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница», как и сопровождающий ее альбом, представляют собой не просто коллекцию снимков от звездных авторов — это еще и своеобразная летопись жизни страны. Своеобразная, поскольку спонтанная, никем специально не сформированная.

Трудно представить, чтобы жюри WPP при вынесении решений о призах руководствовалось интересами российской историографии... Тем не менее юбилейная подборка выглядит именно срезом нашей недавней истории, причем сделанным талантливо и профессионально.

Поскольку призовая структура конкурса довольно прихотлива (там есть с десяток номинаций, формулировки которых время от времени меняются; к тому же в каждой категории присуждаются три награды и поощрительные премии), отобразить в рецензии всю эту подвижную иерархию весьма затруднительно. Сообщим лишь, что среди наших лауреатов было немало тех, кто занимал первые места в самых разных разделах: «Люди и события», «Повседневная жизнь», «Горячие новости», «Искусство и наука», «Природа», «Спорт» и др.

Имеются и рекордсмены в части призов — например, Владимир Вяткин шесть раз удостаивался поощрений от жюри (и еще трижды сам был членом оценочного комитета). Впрочем, статистика не заменит собой эстетику. Бывало, что и с одним кадром люди входили в историю...

Хрестоматийных снимков на выставке хватает: упомянем хотя бы портрет Дмитрия Шостаковича работы прославленного известинского фотографа Виктора Ахломова или не менее знаменитый кадр огоньковца Льва Шерстенникова, где Андрей Дмитриевич Сахаров метафорически противостоит президенту Академии наук СССР Анатолию Александрову.

К слову, годы перестройки выглядят особенно урожайными на призы World Press Photo. Свою роль тут сыграл, разумеется, всеобщий интерес к новостям из Советского Союза, проходившего невиданный этап эволюции. Но злободневность репортажей не отменяет мастерства их авторов: конкурс ведь на то и рассчитан, чтобы посредством фотографии обнаруживать в сиюминутных событиях эпохальные качества.

Хотя стоит признать: в XXI веке наши лучшие репортеры — скажем, Сергей Максимишин и Юрий Козырев — получали свои награды преимущественно за репортажи, снятые за рубежом. Тенденцию можно понять: фотожурналистов притягивают «горячие точки» вроде Ирака или закрытые системы наподобие Северной Кореи. Будем надеяться тем не менее, что внутрироссийская жизнь вновь обратит на себя внимание высокого международного жюри. Но для этого в первую очередь необходим интерес со стороны самих фотографов.  

Комментарии
Прямой эфир