"Сумерки.Рассвет": На место клана Монтекки пришли вампиры
Почти у каждого поколения кинозрителей есть своя версия Ромео и Джульетты. На рубеже 1960–1970-х это была классическая экранизация Франко Дзеффирелли, в середине 1990-х — осовремененная, от База Лурмана, на излете XX века место главной любовной истории занял «Титаник», а десятилетие спустя — «Сумеречная сага» по «вампирским» бестселлерам Стефани Майер. Только здесь влюбленным приходится преодолевать не вражду кланов, а нечто куда более серьезное: границу между миром людей и демонов.
На экраны выходит четвертый фильм саги — «Сумерки. Сага. Рассвет» (режиссер Билл Кондон). Как и первые три, он наверняка станет отрадой тинейджеров и учебным пособием для продюсеров. Впрочем, пока мы увидим только его первую часть, как и в случае с финальным «Гарри Поттером», он раздвоился на две полноценные серии.
Эта франшиза вообще развивается чрезвычайно неспешно. В первом фильме (2008) герои — девушка Белла и юноша Эдвард, младший отпрыск вампирского клана Калленов, — встретились, во втором (2009) — расстались и попытались жить каждый своею жизнью, в третьем (2010) — воссоединились вновь. К четвертой части дело дошло до свадьбы и первой брачной ночи — она же первая постельная сцена фильма.
Когда молодая жена неожиданно для себя самой и всего демонического мира оказывается беременной, острейшим образом встает вопрос, кого она носит под сердцем — отродье ада или человека. В пользу первого предположения говорит то, что плод растет не по дням, а по часам и ведет себя чрезвычайно активно, ежеминутно грозя хрупкой матери гибелью.
В пользу второго — что Белла интуитивно чувствует в нем человеческое существо, свое дитя, которое по определению не может быть посланцем зла. Собственно, весь четвертый фильм вокруг этой коллизии и строится. В очередной раз демонстрируя, как авторы «Саги» при минимальном количестве сюжетных поворотов умеют создавать напряженное зрелище, почти в равной пропорции насыщая его и романтическими переживаниями, и юмором.
Большая часть действия проходит в доме Калленов, так что мы можем подробно рассмотреть экстерьер, интерьер, обстановку, книги на полках и по достоинству оценить утонченный и прогрессивный вкус обитателей этого — построенного в духе Фрэнка Ллойда Райта — особняка. Кстати, действие фильма разворачивается не так уж далеко от знаменитого «Дома над водопадом» Райта и от не менее прославленного — во всяком случае, в мире любителей кино — «Дома у дороги» из сериала Дэвида Линча «Твин Пикс».
Ощущение тайны, которой проникнута природа этих северных краев, странным образом роднит «Сагу» — при всей ее несомненной принадлежности к поп-культуре — с арт-полотном Линча. Как, впрочем, и умение безошибочно подобрать типажи на главные и второстепенные роли. Роберт Паттинсон (Эдвард), Кристен Стюарт (Белла) и Тейлор Лотнер, играющий преданного Белле молодого индейца-оборотня, с которым у героини полубратские-полулюбовные отношения, взрослели вместе со своими персонажами.
Говорят, Стюарт и Лотнер прослезились, когда им показали предварительную монтажную версию фильма. Теперь — вслед за актерами «Гарри Поттера» — они выходят во взрослую жизнь, в которой, впрочем, успели уже кое-чего достичь (вся тройка активно снимается). Зрителям же окончательного расставания с героями придется ждать еще год: вторая, заключительная часть четвертого фильма выйдет на экраны в ноябре 2012-го.