Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова назвала карикатурой на демократию помилование Хантера Байдена
Армия
Бойцы разведгруппы лишили ВСУ пути снабжения на курском направлении
Мир
Матвиенко указала на принятый командой Трампа сигнал от испытания «Орешника»
Армия
Минобороны сообщило о 15 уничтоженных БПЛА над тремя регионами России
Мир
СМИ сообщили о нехватке сил у ВСУ и просьбе Зеленского об увеличении помощи
Мир
ЦИК Румынии сообщил о семи партиях в парламенте после обработки 97% голосов
Армия
МО показало кадры уничтожения неразорвавшихся снарядов ВСУ в Курской области
Армия
Расчеты РСЗО «Ураган» сорвали подвоз снабжения подразделений ВСУ
Мир
Байден помиловал своего сына Хантера по двум уголовным делам
Мир
Решится ли Европа отправить войска на Украину. Разбор
Мир
Столтенберг допустил территориальные уступки Украины для достижения мира
Армия
Минобороны показало кадры уничтожения дроном пикапа ВСУ в Харьковской области
Наука и техника
Площадь неплодородных земель в мире превысила площадь Антарктиды
Мир
Пленный боевик ВСУ рассказал об удерживании в ТЦК на протяжении четырех дней
Армия
Российский офицер рассказал о потерях ВСУ в Курской области
Армия
ВС России нанесли поражение ВСУ в 11 населенных пунктах Курской области
Мир
Полиция Австралии перехватила крупнейшую в истории страны партию кокаина
Экономика
Названы самые высокооплачиваемые вакансии декабря в России

Многоразовые космические корабли возвращаются

Роскосмос заказал разработку эскизного проекта. Выполнять его, вероятно, будет Центр Хруничева
0
Многоразовые космические корабли возвращаются
фото: Александр Карсакбаев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Роскосмос заказал разработку эскизного проекта многоразового космического носителя. На проектирование нового типа транспорта космическое агентство отводит два года и 250 млн рублей.

Разыгрываемый на тендере лот назван «многоразовая ракетно-космическая система первого этапа» (МРКС-1). По сути речь идет о создании универсальной возвращаемой первой ступени для различных космических кораблей, которая будет доставлять на опорную орбиту высотой 200 км от 7 до 60 т полезной нагрузки. На преодоление этих километров уходит большая часть энергии и топлива современных ракет-носителей. На опорной орбите многоразовый носитель будет отделяться и возвращаться на взлетно-посадочную полосу в автоматическом режиме.

Выведенный космический аппарат продолжит путь дальше либо самостоятельно (если целевой орбитой является низкая околоземная), либо полетит дальше от Земли на второй и третьей ступенях.

Идея создания транспортной системы наподобие МРКС-1 была сформулирована относительно давно — 10 лет назад «Космический центр Хруничева» представил концепцию во многом схожего проекта под названием «Байкал–Ангара». Его цель — создание ракетного ускорителя, отделяющегося от носителя, а затем автоматически возвращающегося в аэропорт базирования. Такой способ выведения, по мысли разработчиков, поможет решить проблему загрязнения Земли отработанными ступенями и позволит снизить стоимость выведения полезной нагрузки на орбиту на 25–50%.

Заместитель гендиректора «Центра Хруничева» Анатолий Кузин рассказал «Известиям», что предприятие будет участвовать в тендере Роскосмоса.

— Мы ведем тему достаточно давно, и проект разрабатывали в последние несколько лет в формате научно-исследовательской работы, — рассказал Кузин. — Надо понимать, что создание самого носителя лежит за 2020 годом, пока речь идет о разработке проекта. По нашему мнению, такая система выведения перспективна и экономически обоснована. Мы стремимся устранить недостатки предыдущих многоразовых космических кораблей — их тяжелую теплозащиту и высокую стоимость межполетного обслуживания.

По мнению научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, вопрос создания многоразового космического корабля в ближайшие десятилетия не станет актуальным:

— Нет задач, под которые понадобится такая система, по крайней мере в этом веке. Сейчас многоразовые корабли нет смысла делать из-за слишком больших капитальных вложений для старта проекта, — говорит Моисеев. — Дали денег на исследования — и отлично, но до практического создания дело скорее всего не дойдет. Требуются огромные деньги под неизвестный продукт, который в конечном счете может не окупиться. Примером этому являются американские шаттлы. Они были бы окупаемы, стартуй они каждую неделю, и в нашем случае те же проблемы — ведь в техзадании от Роскосмоса речь идет всего о 20 запусках в год.

Генеральный конструктор РКК «Энергия» Виталий Лопота считает, что судьбу проекта решит экономическая составляющая.

— Многоразовые  ракеты, как и корабли, имеют смысл, если будут дешевыми. Услуги ракеты всегда стоили 20–30% от стоимости миссии в целом, — констатирует Лопота. — Сейчас мы делаем только перспективные компоненты ракет, но не перспективные носители для космических кораблей. Создание новой ракеты, конечно, актуально, если хотим летать в космос.

В документах к конкурсу содержится требование проработать варианты взлетов и посадок комплекса со всех имеющихся в распоряжении России космодромов: Плесецка, Байконура и проектируемого «Восточного».

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир