Юрий Шевчук напомнил, что мы — не рабы
Ради того чтобы сделать «Иначе», Шевчук основательно поменял не только состав, но и стилистику ДДТ. Два года создавался материал для объемной программы, которую сам автор позиционирует как некую грань времен, мост из прожитого в настоящее и завтрашнее. Приближаясь к середине шестого десятка, Шевчук поставил перед собой достойную художественную задачу: найти, вопреки прагматической логике, иную выразительность песен ДДТ, создать из них еще одно цельное мировоззренческое полотно и донести его до масс.
Прежние концептуальные программы ДДТ тоже строились по такому принципу. Но возникали в несколько другие, скажем так, исторические периоды. «Иначе» пробивать сложнее. Безусловно, это сейчас некая миссия, хотя от подобных эпитетов Юрий Юлианыч разумно открещивается. Тем самым сохраняя здравый рассудок и светлость души.
Но со стороны «Иначе» (и двойной альбом, и перформанс, с которым группа на следующей неделе продолжит гастроли по стране) смотрится, конечно, духовным вызовом. Подобными проектами у нас ныне не только никто из музыкантов не заморачивается — я, честно говоря, с трудом представляю, кто даже теоретически мог бы о таком поразмыслить.
Близкий к аншлагу «Олимпийский» увидел предельно развернутую сцену, по длине, пожалуй, превосходившую ту, что использовал Роджер Уотерс для «Стены», и агрессивно-рефлексивный видеоряд, сопровождавший все композиции программы. Если не считать стоячую фан-зону, где по определению всегда должно быть активно, можно сказать, что московская публика «распробовала» происходящее не сразу. Некая ошарашенность многословной, порой перенасыщенной образами поэзией Шевчука, изливаемой то с индастриаловой жесткостью, то с рэпкоровым неистовством, то с фолковой распевностью и скоморошьими приплясываниями, у части зрителей, конечно, наблюдалась. Естественно, исполнители это чувствовали, и когда на экране пронеслись подробные финальные титры с именами всех, кто причастен к созданию «Иначе», Шевчук прямо поинтересовался у аудитории: «Ну, как вам новая программа? Тяжеловато? Мы ее еще доработаем. Всего шесть выступлений было. А в театре говорят, что хорошо становится к десятому спектаклю». Первым, значит, повезет уральским зрителям и родной для Шевчука Уфе — туда ДДТ доберется в декабре, уже сыграв необходимый десяток концертов.
Но на самом деле «Иначе» и в Москве сырым продуктом отнюдь не выглядело. Скорее это публике требуется немного «дозреть» и, конечно, наизусть выучить одноименный альбом. Бог даст, это придет. ДДТ ведь намеревается ездить с «Иначе» два года. Срок немалый.
На московской премьере выделялась тема «Эй ты, кто ты?», когда из одного края сцены в другой перед музыкантами прошла вереница людей. Обычных наших сограждан. Человек сто. Один из них завел беседу с Шевчуком, пока тот провожал его до кулис. Демократичный флешмоб скоро сменился устрашающим «Кризисом», где на экране юноша-скинхэд осатанело крушил бейсбольной битой большое стекло под рефрен «Мою родину сожрал СПИД!». Тут же последовало успокоительное чтение роад-муви-стихотворения «Проводник», завершающегося словами: «Нет, не рабы мы», и сразу классный дуэт Шевчука с постоянной участницей нынешнего состава ДДТ Аленой Романовой «Напиши мне, напиши». Эмоциональные качели в «Иначе» чувствительные, и опасаться «тяжеловесности» и «монотонности» программы вовсе не стоит.
Получив положительный ответ на вопрос, стоит ли повторить здесь эту программу через год, Шевчук, в обнимку со всей своей командой, низко поклонился народу и после короткой паузы перешел к «десертному» блоку — исполнению бессмертных хитов про ветер, осень и, разумеется, «Родину». Ее под огни фейерверков многие, в том числе Борис Немцов, пели как подлинный гимн отечества.