Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Российских пилотов готовят на «серых» тренажерах

Единых правил тренажерной подготовки пока также нет
0
Российских пилотов готовят на «серых» тренажерах
фото: ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Учебные авиационные центры готовят российских гражданских пилотов на фактически нелегитимных тренажерах, не прошедших государственную сертификацию и не соответствующих современным нормам Международной организации гражданской авиации (ИКАО). К такому выводу пришли эксперты Министерства промышленности и торговли, рассказал «Известиям» источник в ведомстве. Уровень квалификации прошедших обучение на таких тренажерах пилотов остается загадкой для экспертов.

Причина такого положения дел заключается в отсутствии нормативных документов, устанавливающих требования к пилотажным тренажерам. По мнению экспертов, чиновники не спешат с вводом новых норм, поскольку это автоматически запретит использование почти всех существующих симуляторов. Проблема касается исключительно тренажеров для отечественных самолетов. При этом западные учебные комплексы, поступающие в Россию, соответствуют всем международным нормам и требованиям.

Как пояснил собеседник «Известий», авиавласти не разработали необходимые для проведения сертификации федеральные авиационные правила, гармонизированные с основным международным нормативным документом в этой сфере — «Руководством по критериям квалификационной оценки пилотажных тренажеров», изданным ИКАО.

Более того, национальный Центр экспертизы и сертификации авиационных тренажеров, созданный под эгидой Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского, не имеет государственной аккредитации, говорит источник. То же самое, по его словам, относится и ко второму сертифицирующему центру — при Государственном научно-исследовательском институте гражданской авиации.

В Минпромторге отказались официально прокомментировать сложившуюся ситуацию с тренажерным парком. Однако неофициально подтвердили, что ведомство не сможет решить задачу массового обновления данной учебной техники до тех пор, пока Минтрансом не будут гармонизированы международные нормы.

В Минтрансе не стали комментировать данную проблему.

— Сейчас сложилась уникальная ситуация, когда на рынке тренажеров нет не то чтобы эффективных, но хоть каких-то регуляторов. Нормы, существовавшие в советское время и относящиеся к предыдущему поколению авиатехники, уже устарели и не могут быть применены к новым продуктам. А те правила, по которым весь мир сертифицирует свои тренажеры, еще у нас не приняты, — говорит эксперт на рынке тренажерной техники, пожелавший сохранить конфиденциальность.

По его словам, неспешность чиновников для участников этого узкоспецифичного рынка понятна.

— С введением новых норм устаревший парк тренажеров на 90% нужно будет либо выкинуть, либо существенно понизить их класс. А это никому не интересно, — отмечает он.

Для подготовки пилотов используются сейчас около 130 авиатренажеров, размещенных в различных центрах, сообщил «Известиям» источник, близкий к одному из профильных ведомств. Только чуть больше десятка из них были построены после распада Советского Союза в 1991 году. Подавляющее большинство тренажеров уже выработали свой эксплуатационный ресурс.

Правда, новые отечественные тренажерные комплексы уже полностью соответствуют всем существующим международным нормам, поскольку изначально создавались с учетом того, что им предстоит дальнейшая сертификация по требованиям ИКАО, пояснил «Известиям» главный редактор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Более того, новые тренажеры, по мнению эксперта, уже можно легитимно использовать для подготовки пилотов, даже без наличия сертификатов соответствия. Для этого таким комплексам достаточно пройти экспресс-тестирование, по результатам которого выдается разрешение, где указано, для обучения по каким программам этот тренажер можно задействовать, пояснил Пантелеев.

Впрочем, на данный момент построены всего два таких новых тренажера — по одному для обучения навыкам пилотирования Ан-148 и SSJ-100, современных российских самолетов. И ни один из них пока не эксплуатируется. Так, тренажер Ан-148 не используется, поскольку пока нет процедур подготовки пилотов на нем, сообщил источник, близкий к петербургской компании-изготовителю «Транзас». Однако в самой компании от комментариев отказались, сославшись на занятость.

Вместе с тем национальные стандарты, которых пока нет, должны регламентировать не только требования к тренажерам, но и единые процедуры подготовки летного персонала. Поэтому пока их тоже нет.

Насколько в таком случае соответствует квалификация пилотов тем свидетельствам, которые им выдаются после прохождения подготовки, эксперты затрудняются комментировать.

— В целях улучшения подготовки летного состава Минпромторг России с 2012 года предложил предоставлять субсидии лизинговым компаниям и производителям воздушных судов по кредитам, полученным на приобретение тренажеров для российских воздушных судов. Данное предложение заложено в проект бюджета, — говорят в ведомстве Виктора Христенко.

Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» предусматривает выделение на покупку воздушных судов для учебных заведений гражданской авиации 12 млрд рублей, на приобретение тренажеров — 21 млрд рублей. В течение первого года действия программы в учебные заведения уже были поставлены пять австрийских турбовинтовых двухдвигательных самолетов DA 42, а также пять специализированных тренажеров летной эксплуатации и девять тренажеров технической эксплуатации.

Комментарии
Прямой эфир