Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Регламент поменяли, но рынок до конца не спасли

Баланс на российском рынке нефтепродуктов по-прежнему не достигнут
0
Регламент поменяли, но рынок до конца не спасли
фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

За два месяца, прошедшие с момента возвращения на заправки в России топлива стандарта «Евро-2», до конца решить проблему дисбаланса на отечественном рынке нефтепродуктов так и не удалось. На биржевых площадках спрос на дистилляты по-прежнему существенно превышает предложение, наблюдается дефицит дизтоплива. На несбалансированность рынка указывает и нежелание госорганов отменять заградительную пошлину на экспорт бензина, отмечают эксперты.

Еще летом Министерство энергетики прогнозировало существенный дефицит автомобильного бензина и зимнего дизельного топлива в случае сохранения норм технического регламента, запрещающих реализацию в стране топлива ниже стандарта «Евро-3». Возвращение же бензинов уровня «Евро-2» на внутренний рынок наряду с введением с 1 октября налогового режима «60-66-90», как пояснил информированный источник в Минэнерго, позволило решить целый ряд проблем. Удалось создать экономические и административные условия для развития производства высококачественных нефтепродуктов, дать стимул модернизации НПЗ и полностью преодолеть возникший в начале года дефицит, отметил источник.

В то же время эксперты такого оптимизма не разделяют. Так, по словам директора по развитию и маркетингу «Кортес» Павла Строкова, на устойчивый баланс спроса и предложения удастся выйти не раньше конца года.

— Первым и самым ярким проявлением того, что ситуация стабилизировалась, станет появление объемов бензина на биржевых площадках. Должно быть обеспечено стабильное, регулярное предложение из нескольких источников, — полагает эксперт. Другим немаловажным индикатором стабилизации, по мнению Строкова, станет отмена заградительной пошлины на бензин в 90%. Она была введена в мае для борьбы с дефицитом на внутреннем рынке. На прошлой неделе куратор отечественного ТЭКа, вице-премьер Игорь Сечин отметил, что считает целесообразным сохранение ограничительных мер в преддверии зимнего периода, чтобы не вызвать резких колебаний цен.

Впрочем, ситуация с ценами уже далека от нормы. Так, по данным «Кортеса», за прошлую неделю только дизельное топливо подорожало на 26 копеек за литр. При этом сложностей с предложением на рынке нет. В большинстве отечественных вертикально интегрированных нефтяных компаний отметили, что текущий план ремонтов не оказывает ощутимого влияния на объемы выпуска продукции. Так, в частности, в «Газпром нефти», владеющей Московским НПЗ, из-за ремонтных работ на заводе ожидается снижение поставок бензина на рынок столичного региона в ноябре лишь на 0,5% по сравнению с ноябрем прошлого года. В «Лукойле» и вовсе заявили, что компании удалось дополнительно аккумулировать около 100 тыс. т зимнего дизельного топлива. Как заметил исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко, такой дисбаланс связан с установкой властей на сдерживание цен на рынке нефтепродуктов.

— Нужно топливо? Бери, но дешевого нет. Поэтому АЗС крупных нефтяных компаний работают с минимальной доходностью, а частники — даже с отрицательной, — посетовал он.

Комментарии
Прямой эфир