Столичный фармбизнес хочет спонсировать ученых
Столичные фармакологические компании могут получить возможность финансировать научные исследования в городе наравне с властями. С таким предложением на днях обратилась к чиновникам член Московской международной бизнес-ассоциации (ММБА) Ольга Пелехатая. Столичные депутаты уже готовы вынести это предложение на обсуждение комиссий Мосгордумы.
По словам Ольги Пелехатой, город ежегодно выделяет деньги на научные разработки, однако результаты этих исследований нередко не имеют прикладного характера и «лежат в столе». Ранее Москва ежегодно давала в виде грантов около 5 млрд рублей, суммы на 2012 год пока не определены.
«Мы готовы участвовать в софинансировании тех научных исследований, которые действительно нужны производству, оплачивая около 50% расходов наравне с государством», — заявила Пелехатая, добавив, что столичным компаниям не под силу самим содержать лаборатории и ученый состав. В настоящее время фармбизнесу интересны, в частности, разработки новейших ранозаживляющих и кровоостанавливающих гелей и порошков. Ищут подход к ученым и производители компрессионного трикотажа. На исследования по одной линии средств, как правило, уходит 1–10 млн рублей. По словам Пелехатой, нужными бизнесу разработками могли бы заняться лаборатории около двух десятков вузов и НИИ города.
Идею, озвученную на встрече московских властей с предпринимательским активом ЦАО, поддержали городские депутаты. «До конца года мы вынесем это предложение на обсуждение представителей двух думских комиссий — по экономической политике и по науке», — заявил депутат Мосгордумы Кирилл Щитов. Чиновники готовы выслушать фармбизнесменов. «Проекты софинансирования нам интересны, мы готовы рассмотреть более конкретные предложения», — заявил замглавы столичного департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Михаил Герасимов.
Эксперты в области фармацевтики полагают, что гарантами исследований должны выступать сами бизнесмены. «Любое исследование может «провалиться», и риски не должны ложиться на плечи государства», — заявил директор по маркетинговым исследованиям компании «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. По его словам, ни в одной развитой стране мира исследования, необходимые фармкомпаниям, не софинансируются государством, если речи не идет о редких заболеваниях. «На это берут деньги инвесторов или получают кредиты, — пояснил он. — Однако в Москве на фармразработку получить кредит фактически невозможно — сроки слишком короткие, а проценты баснословные. Поэтому идею сотрудничества с властями можно оценить положительно». Мелик-Гусейнов добавил, что на разработку и вывод на рынок одного средства требуется около 10 лет.
Ежегодно фармкомпании в столице тратят на исследования десятки миллионов рублей. По мнению эксперта, в софинансировании захочет участвовать большинство фармкомпаний города, в том числе производители антибиотиков и вакцин.
Впрочем, некоторые ученые предпочли бы не смешивать бизнес с наукой. «Мы научно-исследовательский институт и не занимаемся прикладными разработками», — заявил замдиректора НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи Анатолий Осипенко.
В свою очередь, другие академики готовы принять бизнес-помощь. «Внебюджетных средств на развитие науки в столице сейчас поступает крайне мало, поэтому желание бизнеса похвально, — заявил директор НИИ трансплантации костного мозга и молекулярной гематологии Валерий Савченко. — Однако софинансировать нужно только те разработки, которые интересны не только производителям, но и науке в целом». По его словам, исследования, наполовину оплаченные фармкомпаниями, затем не должны позиционироваться как независимые.