Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Словацкий хоккей обойдется без «Газпрома»

Клуб из города Попрад обещает стать самым эффективным хоккейным предприятием в Евразии
0
Словацкий хоккей обойдется без «Газпрома»
фото: ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Такие города как словацкий Попрад характеризуют фразой «Там ничего не происходит». И вот в 52-тысячный городишко в Татрах приходит Континентальная хоккейная лига — конкурент НХЛ, экспортное детище «Газпрома».

Матчи попрадского «Льва» прогнозируемо становятся главным событием в жизни города. 4500 человек, заполняющих стадион — каждый одиннадцатый житель Попрада. Мужчины приводят празднично одетых жен, из застекленных вип-лож игру смотрит местная знать, попивая бело вино из высоких бокалов. На трибуне за воротами народ попроще — молодежь и пожилые люди с пластиковыми стаканчиками пива.

Подсчитав в уме, сколько Попрад заработает на продаже билетов, я задался вопросом из классики кино: за чей счет банкет? Если даже брать по максимуму, то 4500 билетов, проданных пусть по €12 в среднем, обеспечат сборы на уровне €54 тыс. Домашних матчей в регулярном сезоне «Лев» сыграет 27. В плей-офф команда, судя по результатам, не попадает, а потому доходы можно калькулировать уже сейчас — сумма под полтора миллиона евро в самом лучшем случае.

— Так и есть, — верифицирует мои подсчеты генеральный менеджер Мартин Бинек. — Мы рассчитывали, что билеты дадут нам 10% доходов, а остальное — это взносы спонсоров.

Бюджет сезона, по словам  Бинека, составит €12–14 млн — в эту сумму включена реконструкция стадиона на €2 млн. При этом Бинек утверждает, что уже в этом году команда стремится к безубыточности, а впоследствии станет прибыльной.

Применительно к хоккейным клубам континентальной хоккейной лиги слово «прибыльный» звучит оксюмороном. Всем, кто разбирается в хоккейном хозяйстве, известно, что сегодня прибыльных команд в России нет. В отличие от футбола, хоккейным клубам даже продавать игроков некуда, разве что друг другу за невысокие компенсации.

Команды в России существуют, как правило, благодаря какому-то одному спонсору — либо крупное сырьевое предприятие, либо местная администрация. Если такая модель и предусматривает извлечение прибыли, то в некоей отдаленной перспективе.

И тут на сцене появляется группа бизнесменов, которые уверяют, что в первый же год сведут бюджет в ноль, а потом начнут зарабатывать. И еще они собираются построить новый стадион на 8 тыс. человек, вложив в это дело «десятки миллионов евро». Мартин Бинек рассказал, что ими уже получен участок и разрешение на строительство. Бизнес-идея, рассказывает генеральный менеджер «Лева», заключается в том, чтобы находить спонсоров, которым интересно продвижение на рынках СНГ и в Латвии, где играют клубы КХЛ.

Если заглянуть в спонсорский список «Лева», мы обнаружим там компании, активные на российском рынке: это производитель вагонов Tatravagonka и чешский электротехнический концерн CKD Group (генеральный спонсор). Еще там есть  инжиниринговая компания GasOil и несколько локальных спонсоров вроде попрадского аквапарка и гольф-клуба. Суммы (кроме генерального спонсорства) измеряются всего лишь сотнями тысяч евро. В самом деле, сколько способен заплатить аквапарк города Попрад?

Значит, есть у клуба «Лев» надежный источник покрытия убытков, как есть он у всех других клубов КХЛ. Теневой спонсор? Первым под подозрение попадает «Газпром». Просто потому, что КХЛ — проект газпромовский, и если концерн каким-то образом поддерживает экспансию лиги в дальнее зарубежье, в этом ничего удивительного нет. Но в «Газпроме» уверяют, что никакой помощи «Лев» не получает. Меня в этом заверил исполнительный директор «Газпром-Экспорта» и по совместительству вице-президент КХЛ по маркетингу Илья Кочеврин.

Чтобы расспросить про отношения с «Газпромом» владельцев «Лева», я, как показалось, выбрал самый удачный момент. Когда все уже основательно подгуляли в лучшем ночном клубе Попрада, где кроме нас отдыхали еще три человека, я подсел к совладельцу команды Роману Славчеву, поднял тост за успехи команды, а потом признался, что не могу поверить в осуществимость его бизнес-модели.

Славчев явно обиделся. Сидевший тут же Бинек посмотрел на меня, будто я нанес ему серьезное оскорбление.

— На самом деле не «Газпром» платит нам , а мы «Газпрому», — сказал Славчев. — За сезон мы должны заплатить за право выступать в КХЛ €750 тыс. В ноябре нам предстоит выплатить 300 тыс. Мне хотелось бы получить помощь от «Газпрома», но ее нет и я не понимаю, почему вы так думаете.

Я объяснил, что так думаю только потому, что меня пытаются убедить в том, чего нет. А именно — в существовании модели эффективного бизнеса на команде КХЛ. В ответ Славчев сказал, что он этот бизнес сделает. Я пожелал удачи.

Комментарии
Прямой эфир