Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Для музеев города создадут единое фондохранилище

В Министерстве культуры обещают, что шедевры из запасников окажутся доступны для рядового зрителя
0
Для музеев города создадут единое фондохранилище
Фото: РИА НОВОСТИ/Олег Ласточкин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Комплексное хранилище для столичных музеев начнут проектировать уже в 2012 году.
Об этом сообщили в департаменте культуры Москвы, предположив, что новый, масштабный объект площадью 50 тыс. кв м появится на окраине города и обеспечит необходимыми помещениями десятки культурных учреждений. В Министерстве культуры России пообещали, что фондохранилище станет дополнительным культурным центром, куда сможет прийти любой желающий.

Появление единого фондохранилища прописано в городской программе «Культура Москвы на 2012–2016 годы», принятой мэром 20 сентября. Идея же обсуждается властями еще с 2008 года. В столичном департаменте культуры пояснили, что большинство московских музеев сегодня остро нуждается в новых площадях для хранения своих экспонатов. И огромное фондохранилище могло бы решить эту проблему.

— В музее-заповеднике «Царицыно» экспонаты до сих пор хранятся в арендованном бомбоубежище, — заявил начальник отдела музейно-выставочной работы департамента культуры Антон Горянов. — В музее «Останкино» надо начинать реставрацию дворца, а для этого необходимо вывозить все ценности — живопись, мебель, иконы. В Москве даже экстренного фондохранилища нет. С такой же ситуацией столкнулся Политехнический музей, Пушкинский музей. То есть проблема насущна. 

Удовлетворить потребности всех культучреждений сможет здание площадью примерно 40 тыс. кв. м, считает Горянов. Однако в реальности оно будет минимум на 10 тыс. кв. м больше, чтобы был «запас» для пополнения коллекций. При этом фондохранилище обещают разделить на зоны по количеству музеев, каждый из которых будет иметь индивидуальный доступ на свою площадь. 

Непонятным остается только место расположения будущего хранилища. Решать этот вопрос планируется в следующем году. В настоящее время площадка под него, по словам Горянова, может найтись лишь на окраине города. Собеседник «Известий» напомнил, что в 2008 году, когда возникла идея о фондохранилище, под него планировали выделить участок на юге столицы, на Липецкой улице.  

Антон Горянов признал, что представители музеев к единому фондохранилищу относятся неоднозначно: «Из-за пробок каждому директору музея хочется, чтобы его хранилище было под боком: спустился на лифте, отобрал нужное и без упаковки, и страховки перенес в зал. А музейные вещи хрупкие и просто так их не повезешь. Нужна специальная упаковка, страховка».  

То, что у руководства музеев есть опасения по поводу единого фондохранилища, подтвердили в Государственном музее-заповеднике «Коломенское».

— Сразу возникает вопрос: как это будет охраняться? — заявила замдиректора музея-заповедника Марина Сатурова. — Это отдельные блоки, и в каждом хранитель несет юридическую ответственность за то, что берет на хранение. У нас, допустим, 20 коллекцией. Человек, который хранит керамику, отвечает за изразцы; человек, который хранит иконы, отвечает за иконы. Как это возможно в централизованном объекте? Надеюсь, это будет продуманным.                                        

В Министерстве культуры России (оно также принимает участие в реализации проекта), узнав об опасениях музеев, пообещали, что уровень безопасности в фондохранилище будет «не ниже банковской». Система охраны там предполагает применение самых современных средств противопожарной сигнализации, видеонаблюдения, режимов доступа (каждый сотрудник будет иметь индивидуальную карту), отметил Владимир Фомин, начальник отдела музейного фонда министерства.

При этом фондохранилища не будут закрытыми объектами — наоборот, планируется превратить их в культурные центры, куда будут привлекать посетителей, заявил Фомин.  
По его словам, это не значит, что все будет абсолютно открыто. Просто какая-то часть фондохранилища будет принимать посетителей. Кроме того, в фондохранилище предполагается организовать центры повышения квалификации для музейных специалистов, проводить семинары, конференции.

Говоря о стоимости такого объекта, Владимир Фомин предположил, что за основу может быть взять типовой проект, что значительно его удешевит. Однако даже в этом случае стоимость строительства будет оцениваться в сотни миллионов рублей.

Комментарии
Прямой эфир