Вузы решили советоваться со студентами
Государственные вузы Москвы полностью меняют подход к управлению. Московский государственный гуманитарный университет имени Шолохова (МГГУ) первым выложил проект программы своего развития в интернет для общественного обсуждения и готов полностью переписать документ с учетом замечаний пользователей. Его примеру намерен последовать Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА.
Проект программы МГГУ с 27 октября доступен для обсуждения на специальном общественном портале gosdiscuss.ru. С помощью популярного в последние годы метода — краудсорсинга (от англ. crowd — толпа) — вуз пытается узнать мнение студентов и всех пользователей интернета. В частности, вуз спросит у студентов совета по проекту создания в МГГУ Центра карьеры и жизненной навигации, научно-образовательного и волонтерского центров, а также по идее введения в учреждении системы целевой подготовки лидеров молодежных организаций и политических партий.
В МГГУ утверждают, что постараются максимально учесть предложения.
— Если понадобится, перепишем программу заново, выкинем из документа не нашедшие поддержки проекты и добавим новые, предложенные пользователями, — пояснил проректор по инновационной деятельности и качеству МГГУ имени Шолохова Андрей Глазков.
Идея воспользоваться помощью «коллективного интеллекта» у руководства вуза возникла в этом году после ряда удачных экспериментов по сбору мнения студентов на сайте МГГУ.
— К примеру, в начале года около десяти студентов через Сеть пожаловались нам на постоянные очереди в столовых корпусов вуза, — пояснил проректор. — И мы поставили в каждом буфете по дополнительному кассовому аппарату.
К середине дня 28 октября для того, чтобы оставить мнение о программе вуза, на сайте зарегистрировались уже более 50 пользователей. Однако на момент сдачи этого материала их комментарии еще не успели пройти модерацию.
Маркетологи считают инициативу перспективной.
— В Москве данными услугами пока пользуются не более 1% госорганизаций и около 2% частных компаний, — рассказал коммерческий директор агентства интернет-маркетинга Iritera Яков Васин. Но, по его словам, их количество в ближайшие три года должно возрасти как минимум до 8%. Эксперт прогнозирует, что интерес к методу может стремительно возрасти после старта в ноябре этого года краудсорсинг-проекта Сбербанка, который намерен с помощью «коллективного интеллекта» определить стратегию своего развития на ближайшее десятилетие.
Васин посоветовал МГГУ приготовиться к тому, что полезными окажутся не более 10% предложений пользователей. По его опыту, на обработку собранных мнений вузу придется потратить не менее двух недель.
По словам зампреда Российского студенческого союза Алексея Крамухина, краудсорсинг — только первый шаг.
— Нужно не просто создавать студсоветы, но и передать им часть полномочий, как это делается на Западе, — пояснил он. — Студенты должны иметь право, к примеру, участвовать в распределении денежных потоков, комнат в общежитии и даже в выборах ректора. Мы сейчас готовим соответствующий законопроект.
Другого мнения эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев.
— Мнение студентов знать полезно, но для их же блага нужно больше прислушиваться к их будущим работодателям, — сказал он.
Примеру МГГУ готовы последовать и другие госвузы в столице.
— Идея отличная, это говорит о позитивном сдвиге в сознании руководителей вузов, — заявил ректор МИРЭА Александр Сигов. — Мы сейчас тоже заканчиваем проект программы на 2012 год и собирались обсудить его всем коллективом, как обычно. Но в этот раз, я думаю, последуем примеру коллег и выложим проект в Сеть для общественного обсуждения.
По его словам, проект документа может появиться в интернете уже в середине ноября.
— Система образования в столице становится все более открытой и прозрачной, а оценка деятельности университетов — один из важнейших инструментов определения качества образования, — заявили в пресс-службе московского департамента образования.