Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Минэнерго назвало условия снижения пошлины на бензин

Для этого нефтяникам потребуется либо мировой экономический кризис, либо четыре года модернизации НПЗ
0
Минэнерго назвало условия снижения пошлины на бензин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ведомства сформулировали условия, при которых заградительная экспортная пошлина на бензин может быть снижена. Это произойдет, если цена на нефть надолго опустится ниже $100 за баррель или если на АЗС появится значительный избыток топлива. Нефтяников это решение вряд ли обрадует, считают эксперты. Падение цен будет означать серьезный экономический кризис, а требуемый профицит бензина появится только к 2015 году.

В конце сентября правительство поручило Минэнерго, Минфину и Минэкономразвития разобраться, при каких условиях можно отказаться от 90-процентной пошлины на вывоз прямогонного бензина и вернуть ее на обычный для нефтепродуктов уровень 66% от уровня экспортной пошлины на нефть, рассказал информированный источник в Министерстве энергетике.

— Внутренние цены на топливо зависят от так называемой экспортной альтернативы — когда нефтяная компания получает одинаковый доход от продажи в России или экспорта. По нашим расчетам, снижение таможенной пошлины при нынешнем уровне цен на нефть в коридоре $105–110 за баррель приведет к подорожанию бензина в рознице на 1–2 рубля, — говорит собеседник «Известий». — К тому же с 2012 года вырастет акциз на автомобильный бензин, который нефтяники могут постараться переложить на потребителя.

Поэтому Минэнерго предлагает сохранить экспортную ставку 90% на неопределенный период. Впрочем, ведомство согласно вернуться к обсуждению вопроса, если будет выполнено хотя бы одно из двух условий. Либо цены на нефть упадут ниже $100 за баррель не меньше чем на месяц, либо предложение бензина на внутреннем рынке превысит спрос более чем на 10%.

Другие ведомства идею поддержали, уточнил источник в Минэнерго. Министерство финансов указало на возникающее в случае снижения пошлины падение доходов бюджета и выступило против изменения всей системы налогообложения нефтяной отрасли. Министерство экономического развития поддержало продолжение мониторинга действия пошлины в 90%, потому что даже она не прекратила рост экспорта топлива, хотя и помогла сдержать цены.

«Минэнерго к нам с таким предложением официально не обращалось», — заявили  в Минфине.

Остальные ведомства в официальных комментариях подтверждают свою позицию.

— На сегодняшний день ситуация на рынке топлива стабильна и наблюдается полное соответствие предложения спросу, в связи с этим угроза дефицита топлива абсолютно исключена. В целях сохранения стабильной ситуации на внутреннем рынке Минэнерго России считает, что экспортная пошлина в размере 90% пока должна сохраняться, — заявили в пресс-службе Минэнерго.

После введения заградительной пошлины экспорт бензина не только не уменьшился, но даже вырос, заявили в Минэкономразвития. С июня по август вывоз товарных бензинов увеличился на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, прямогонного бензина и уайт-спирита с июля по август — вырос на 14%.

Вместе с тем пошлина, похоже, помогла сдержать цены. Так, темпы роста розничных цен за июнь–сентябрь в сравнении с предыдущим годом составили 13–22% в зависимости от марки топлива, что сравнимо с динамикой оптово-отпускных цен российских НПЗ (16%), но оказались меньше 46-процентного роста цен на мировом рынке на автомобильные бензины.

— В связи с тем, что повышенная вывозная пошлина на бензины применяется около четырех месяцев, представляется целесообразным продолжить мониторинг влияния данной меры на состояние внутреннего рынка, по крайней мере в течение полугода, после чего рассмотреть возможность ее корректировки, — резюмируют в Минэкономразвития.

Нефтяные компании назвали вопрос о снижение пошлины на экспорт бензина «сложным» и от комментариев отказались.

Выполнения выдвинутых Минэнерго условий нефтяникам придется ждать долго. Даже по официальным прогнозам этого ведомства, предложение бензина окажется выше спроса на 10% только в 2015 году, отмечают эксперты. Поведение нефтяных цен предсказать сложнее.

— До конца года цену ниже $100 мы не ждем. Скорее она будет держаться на нынешнем уровне $110. Хотя и выше она тоже не пойдет, потому что особого оптимизма в экономике нет, — говорит аналитик инвесткомпании «ТКБ Капитал» Александр Ковалев. — В следующем году я не исключаю, что цены могут опуститься стабильно ниже $100 за баррель. Для этого достаточно, если экономический рост в Китае опустится ниже 8% в год (в III квартале 2011 года экономика Поднебесной показала прибавку в 9,1%). Это скажется на глобальном спросе на топливо и, соответственно, снизит цену на нефть. Но боюсь, это будет означать, что мировая экономика и вправду сползает в новую рецессию. Если такой сценарий реализуется, нефтяным компаниям мало не покажется. На провале нефтяных цен они потеряют больше, чем выручат на экспорте бензина.

Заградительная пошлина на бензины в размере 90% от ставки пошлины на нефть была введена в мае 2011 года в ответ на дефицит топлива на заправках. Тогда она называлась временной и должна была действовать лишь один месяц. Но потом ее неоднократно продлевали, пока в октябре она не была закреплена в новом налоговом режиме экспорта нефти и нефтепродуктов с условным названием «60–66–90».

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир