Бродович в Париже и за океаном


Как это ни покажется удивительным, но начало биографии Алексея Бродовича никак не связано ни с изобразительным искусством, ни с фотографией. Будущий мэтр журнального дизайна в юности мечтал о военной карьере и даже пробовал сбегать из уютного семейного гнездышка в Петербурге на фронт – дело было в 1914 году. Он все-таки стал кадетом, дослужился до капитана, после революции без раздумий вступил в Белую армию и воевал вплоть до «последнего парохода в Константинополь».
Никакой гражданской профессии у него не было, так что, оказавшись в Париже, он испытывал беспросветную нужду, да еще и семью надо было кормить... Вроде бы типичный сценарий для представителя «первой волны» русской эмиграции. Но по воле случая Бродович смог устроиться подмастерьем в дягилевскую антрепризу – и это оказалось поворотным моментом в его жизни.
Красить театральные задники по чужим эскизам – не самое творческое занятие, однако из своей работы в «Русском балете» начинающий художник сумел выжать максимум. По завершении контракта он выпустил альбом фотографий, посвященных закулисью – и вошел в обойму перспективных авторов на поприще рекламного дизайна.
В Париже он успел зарекомендовать себя с наилучшей стороны, однако взлет карьеры поджидал его за океаном. В 1934 году, живя в Нью-Йорке, он получил должность арт-директора журнала Harper’s Bazaar, и с этого времени три десятилетия слыл «диктатором вкуса» в глянцевой индустрии.
Собственно говоря, знакомый нам всем сегодняшний журнальный дизайн есть прямое следствие эстетических реформ Алексея Бродовича. Он беспощадно отринул былую чопорность, возведя в особую доблесть оригинальные решения макета. Его методы часто именовали «варварскими» (например, он запросто мог ножницами вырезать подходящие фрагменты из работ известных фотографов), однако нельзя было не признать: арт-директор превратил Harper’s Bazaar из «журнала для домохозяек» в продвинутое издание, адресованное буквально всем и каждому, кто мнил себя человеком современным.
И кстати, фотографы со временем перестали обижаться на дизайнера, увидев в его будто бы волюнтаристских решениях немалый практический смысл. Более того, он дал «путевку в жизнь» целой плеяде будущих знаменитостей – Ричарду Аведону, Ирвину Пенну, Бену Дэвидсону, Марвину Израэлю. Как сказал впоследствии Ирвин Пенн: «Все фотографы, знают они об этом или нет, – ученики Бродовича».
Нынешняя биографическая выставка в «Гараже» представляет собой вариант уже давней, 1982 года, экспозиции в парижском Гран Пале. Несмотря на то, что многие материалы из творческого наследия Бродовича утрачены (его при жизни преследовали пожары, квартиры горели трижды), устроители все же сумели проиллюстрировать историю «короля дизайна» множеством экспонатов – фотографиями, журнальными макетами и обложками, письмами и видеодокументами.
«Бродович: от Дягилева до Harper’s Bazaar»
26 октября – 25 ноября
Центр современной культуры «Гараж»