Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Платежные системы могут создать базы покупок держателей карт

И поделятся ими с рекламными компаниями
0
Платежные системы могут создать базы покупок держателей карт
фото: Екатерина Штукина
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Крупнейшие платежные системы Visa и MasterCard намерены развивать новый бизнес. Они хотят использовать всё, что знают о своих клиентах, для рекламного таргетирования. То есть намерены отслеживать и систематизировать историю покупок людей, которые пользуются банковскими картами, чтобы интернет-реклама точнее попадала в аудиторию. С таким сенсационным заявлением выступила The Wall Street Journal. Если планы платежных систем действительно существуют, то это обернется настоящей революцией в мире продвижения товаров и услуг, поскольку  позволит интегрировать сетевую деятельность людей с их реальными предпочтениями.

— Нет у нас никаких баз, которые могут идентифицировать покупки клиентов, — заявил «Известиям» операционный директор МasterСard Андрей Тарусов. — Мы видим только суммы трансакций, а не конкретные покупки. Такая информация есть у банка, который выпустил карту, но он никогда не будет ее раскрывать, поскольку не станет нарушать закон «О банках и банковской деятельности».

Впрочем, WSJ и не уверяет, что такая возможность у платежных систем уже есть. По данным издания, в настоящее время Visa и MasterCard прорабатывают возможные варианты создания единой базы покупок своих клиентов, доступ к которой и будет предлагаться рекламным компаниям. В качестве потенциальных потребителей информации могут, по данным издания, выступать также страховые компании, бюро кредитных историй и почему-то базы ДНК.

Как рассказал источник, знакомый с планами компаний, система будет действовать так: к примеру, клиент расплатился картой в фастфуде, тогда ему будет предложена реклама средства для похудения. При этом, по задумке, технология позволяет узнать, покупал ли человек товар раньше. Как отмечает WSJ, на данный момент целевая реклама в интернете базируется на поисковых запросах пользователя и никак не связывается с их требованиями в реальной жизни.

В представительствах обеих платежных систем получить официальный оперативный комментарий не удалось. Там сослались на необходимость запросить данные в глобальных офисах. Но в одной из платежных систем обратили внимание «Известий» на то, что статья в WSJ базируется на августовском интервью представителя компании MasterCard Advisors, которая занимается консалтингом.

— Кросс-маркетинговая информация, которую, судя по всему, собираются продавать, будет, полезна, например, ритейлерам при организации маркетинговых акций, для оптимизации продаж. Но думаю, что банки будут недовольны такой системой, поскольку станут видны их обороты, — полагает зампредправления банка «Авангард» Валерий Торхов.

Вице-президент Пробизнесбанка Марина Жукова также считает, что интерес к инициативе будет.

— Если платежные системы будут предоставлять, например, статистику по общей массе клиентов в формате «владельцы карт gold в последний месяц стали активнее посещать рестораны», то это будет и законно, и интересно маркетинговым компаниям, — полагает Марина Жукова.

По словам Валерия Торхова, такой информационный сервис может оказаться востребованным и для самих держателей карт тех кредитных организаций, у которых нет возможности предоставлять полную детальную информацию по трансакциям (например, покупки клиента за длительный период времени или объем покупок в точках определенной категории — авиабилеты, аренда автомобилей и т. п.).

— Но здесь важно обеспечить информационную безопасность, чтобы запрашиваемые данные были доступны только держателю карты, — подчеркивает зампредправления «Авангарда». — Сейчас на карте не содержится персональной информации, за исключением фамилии и имени пользователя, и при этом не все устройства в торговой сети могут их считывать. Любой кассир видит номер карты, но не может его использовать. Если не будет эффективно решен вопрос информационной безопасности, возникает риск того, что кассир сможет узнать обо всех операциях по этой карте.

Но, по сведениям WSJ, особое внимание при разработке системы компании обещают уделить вопросам приватности. В частности, база истории приобретений не будет включать имена и адреса покупателей. Но издание задается вопросом, как тогда рекламщики смогут понять, какому именно пользователю интернета принадлежат те или иные покупки.

Впрочем, юристы полагают, что пункт, который разрешает использование персональных данных, легко может появиться в договорах с клиентами.

— Безусловно, в договорах может появиться пункт о согласии на подобную рекламу, — считает старший юрист «Лигерион Групп» Наталья Кулакова. — Более того, по нашим сведениям, положения такого рода уже начинают использоваться в банковском ритейле. Тем не менее, на наш взгляд, пока прописываются они недостаточно удачно. Банки стараются сделать положения доступными обычному пользователю, но для целей защиты его прав и интересов этого зачастую недостаточно.

Как пояснила юрист, положения договора о персональных данных, как показывает практика, прописаны слабо. При этом такие положения страдают традиционным «заболеванием», присущим соглашениям о неразглашении (non-disclosure agreement), которые считаются в большинстве случаев неработающими, так как доказать, где именно была допущена утечка информации, невозможно.

Комментарии
Прямой эфир