Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Никогда не пойду на сближение с поп-культурой»

Денис Мацуев — о нетрадиционных праздниках, фьордовском периоде и энергетике Сибири
0
«Никогда не пойду на сближение с поп-культурой»
Денис Мацуев, фото: Игорь Захаркин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

28 октября пианист Денис Мацуев выступит на открытии фестиваля «Владимир Спиваков приглашает», а 29 даст сольный концерт в зале «Барвиха Luxury Village». В промежутке между выступлениями в Европе пианист встретился с «Неделей».

Герой вашего московского выступления — Эдвард Григ. С оркестром маэстро Спивакова вы сыграете Концерт ля минор, а в сольном концерте — Сонату ми минор и «Поэтические картинки». Почему вас так тянет к этому автору?

— У меня сейчас «фьордовский период» (смеется). А вообще, у каждого композитора есть произведения, которые тебе милы. Недавно нашел в интернете запись начала прошлого века, на которой сам Григ играет свою сонату. Слушал и не мог оторваться. А потом вспомнил, что играл эту вещь и «Поэтические картинки» еще в музыкальной школе в Иркутске. Эта трогательная музыка дарит мне воспоминания из детства.

Как сложился ваш творческий тандем с Владимиром Спиваковым?

— Мы давно играем вместе, делаем разные проекты за границей, выступаем друг у друга на фестивалях. Он настоящий профессионал своего дела, выдающийся мастер. К тому же честный и бескорыстный человек. В жизни он мне как старший брат.

— В сентябре прошел ваш фестиваль «Звезды на Байкале». Что запомнилось больше всего?

— Сложно выделить какое-то конкретное событие — каждый концерт фестиваля и для меня, и для слушателей дорогого стоит. Обычно на фестивале выступают мои друзья, и в Иркутске они всегда играют особенно. Видимо, энергетика места располагает к чему-то невероятному. В этом году в Иркутске открыли небольшой Дом музыки. Там будет штаб-квартира фестиваля, где профессора из Москвы смогут проводить мастер-классы. Надеюсь, что в скором времени в Иркутске появится и большой концертный зал.

Ваш сольный концерт пройдет в зале «Барвиха Luxury Village», акустику которого не хвалят. К чему такой риск?

— Люблю играть в новых местах, а это единственный зал в Москве, в котором я еще не выступал. Это действительно не Карнеги-холл, но я не ищу легких путей. Ван Клиберн же сыграл концерт во Дворце съездов после победы на конкурсе Чайковского.

— Кстати, о конкурсе. Задачей прошедшего летом соревнования было возрождение его славы. Миссия выполнена?

— Главное, что о конкурсе начали говорить везде. Конечно, это следствие того, что форум возглавил Валерий Гергиев. Большим шагом вперед стало проведение интернет-трансляций — за конкурсными событиями следили тысячи людей во всем мире. Уровень участников, на мой взгляд, был не самым высоким, но я уверен, что это только начало. Меньше чем через 10 лет мы будем иметь уникальный конкурс, не имеющий аналогов за рубежом.

— В этом году слишком сильными были разногласия критиков и публики с мнением жюри. На ваш взгляд, в чем причина?

— Нет ни одного конкурса, где не было бы разногласий с жюри. Исключение — только случай с Ваном Клиберном в 1958 году. Конечно, его победа была отчасти политическим решением. Но Клиберн играл так гениально, что ни у кого не оставалось вопросов. А обычно всегда есть недовольные, и это закономерно. Мы же говорим об искусстве. В нем нет рекордов, как в спорте. Все предельно субъективно.

— Есть мечта сыграть с каким-нибудь дирижером или оркестром?

— Если бы мне кто-нибудь 15 лет назад перечислил выдающиеся оркестры и дирижеров, с которыми мне удалось выступить, я бы подумал, что этот человек сумасшедший. Лорин Маазель, Курт Мазур, Марис Янсонс, Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Владимир Спиваков, Зубин Мета, Михаил Плетнев, Владимир Федосеев, Юрий Симонов, Юрий Башмет — с ними я сыграл. Но еще есть мастера, с которыми мне хочется сотрудничать. Многие маэстро уже преклонного возраста, не буду называть имен. Концерты с некоторыми из них запланированы на ближайшие годы. И я молю Бога, чтобы с их здоровьем было все в порядке.

— Сейчас модны творческие тандемы представителей классического искусства и звезд поп-индустрии. Вас не привлекает этот путь?

— Самое главное в подобных проектах — вкусовая планка и уровень таланта. The Beatles и Queen тоже были представителями массовой культуры. Но Фредди Меркури и Монтсеррат Кабалье потрясающе пели дуэтом на открытие Олимпиады в Барселоне. В подобных проектах я бы тоже с удовольствием принял участие. Но на сближение с российской поп-культурой не пойду никогда.

— Тема этой «Недели» — Хеллоуин. Как вы относитесь к нетрадиционным праздникам?

— Я с уважением к ним отношусь, но не могу сказать, что праздную. Любой праздник, если творчески и талантливо к нему подойти, можно сделать интересным, тем что на молодежном сленге называется полнейший отпад. Я в этом дефицита не испытываю: у меня команда друзей с прекрасным чувством юмора. И нам даже не нужен какой-нибудь праздник, чтобы собраться и весело провести время.

Комментарии
Прямой эфир