Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Экипаж вертолета Ка-52М уничтожил технику и живую силу ВСУ в курском приграничье
Мир
Die Welt узнала о планах европейских стран провести в США переговоры по Украине
Армия
Расчеты «Гиацинт-Б» уничтожили опорный пункт ВСУ на красноармейском направлении
Армия
Инженерные войска начали разминирование освобожденной территории в Курской области
Происшествия
В Ростовской области сообщили об отражении атаки БПЛА на регион
Мир
Делегация МИД России прибыла с визитом в Пхеньян
Происшествия
Губернатор Воронежской области сообщил о ликвидации нескольких БПЛА над регионом
Мир
Трамп заявил о получении хороших новостей по урегулированию конфликта на Украине
Мир
Экс-канцлер ФРГ Меркель призвала учитывать интересы России
Армия
Военные группировки войск «Центр» за сутки ликвидировали более 495 боевиков ВСУ
Общество
В аэропорту Саратова сняли временные ограничения на прием и выпуск самолетов
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу в Москве 15 марта
Происшествия
В Белгородской области сообщили о повреждениях в результате атак БПЛА на регион
Общество
В рамках конференции в Казани приняли резолюцию по спасению снежных барсов
Мир
Трамп сообщил о ликвидации лидера «Исламского государства» в Ираке
Мир
Полиция Британии выдвинула обвинения против российского капитана судна Solong
Общество
В МВД предупредили о списании средств со счета при разговоре с мошенниками

Старт «арабской весны» привел в Тунисе к финишу

На первых свободных выборах в стране уверенно лидируют исламисты из партии «Ан-Нахда»
0
Старт «арабской весны» привел в Тунисе к финишу
Фото: REUTERS
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В воскресенье в Тунисе прошли выборы в Национальный учредительный совет. Он должен избрать временного президента, который в свою очередь назначит главу переходного правительства, а также в течение года разработать новую конституцию.

Однако в понедельник не были объявлены даже предварительные результаты. Они будут оглашены во вторник. Возникли предположения, что пауза связана с исламистской партией «Ан-Нахда», которая была под запретом при свергнутом президенте бен Али. Ей прочат победу на выборах — 25–30% голосов.

Как быть с демократией, если главной политической силой в Тунисе станут исламисты?

— Западу надо считаться с тем, что во всех странах «арабской весны» к власти в той или иной степени будут приходить исламисты, — говорит член научного совета московского Центра Карнеги Алексей Малашенко. — Что касается Туниса, то со времени переворота там по сути ничего не изменилось. В первую очередь в социальной и экономической сферах.

У эксперта нет сомнений, что в этих условиях исламисты несомненно займут свою достаточно большую нишу. Надо ли этого бояться? Практика показывает, что внутри умеренного исламизма обязательно есть более радикальное крыло. Оно резко активизируется, когда получает легальные возможности для своей деятельности. Подобная угроза, например, реально существует в Египте, где скоро тоже пройдут выборы и где к власти рвутся воинственные «братья-мусульмане».

— Задержка в Тунисе с оглашением результатов отнюдь не связана с попытками фальсификации, — утверждает руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александр Шумилин. — Причины скорее технические — в стране нет практики проведения свободных выборов.

Но главная интрига, конечно, имеет политический подтекст: необходимо провести подсчет голосов максимально чисто, чтобы не спровоцировать массовые акции протеста. В том числе тех, кто поддерживает «Ан-Нахду». А среди них немало молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, прошедших закалку на революционных баррикадах.

В принципе тунисская молодежь, по мнению Шумилина, традиционно обращена в сторону Европы. Но сейчас часть ее представителей — особенно те, кто живет на родине и не имеет работы — ищет свою идентичность, примеряют ее на себя через умеренный ислам.

«Ан-Нахда» — это организация, типичная для структур, близких к «братьям-мусульманам». Она долго находилась в подполье, но методы вооруженной борьбы и терроризма не стали для нее первостепенными. Ее лидер, 70-летний Рашид Ганнуши, приехал из Британии, где находился в вынужденной эмиграции, 30 января — спустя пару недель после свержения бен Али.

Партия демонстрирует приверженность не иранскому, а турецкому пути. А это — ползучая, мягкая исламизация общества с учетом традиций светскости.

Пока трудно сказать, полагают эксперты, пойдут ли другие партии в коалицию с «Ан-Нахдой». Надо понимать, что эта партия, с точки зрения среднестатистического тунисца, вполне рукопожатая. Но никто не хочет, чтобы она стала главной. Пусть она будет легальным партнером, но не доминирует.

Среди тех, кто может выступить единым фронтом и не допустить главенства исламистов в Тунисе, — две светские партии, идеологически близкие к социал-демократам, — Прогрессивная демократическая партия (ей предрекают 17% голосов) и «Демократический форум за труд и свободы» (15%).

Только вот смогут ли их лидеры договориться? У публики, которая в Тунисе пытается выступать со светских позиций, пока ничего не получается. В стране так и не сформировалось массового движения за демократию западного образца, способного противостоять исламистам.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир