Аэробус любви и устрицы сердца


Презентация фильма «Мамон-Лобан» в Центральном доме художника вылилась в нечто среднее между премьерным показом, творческим вечером и проповедью православных ценностей.
Режиссер Сергей Лобан во время съемок кинофильма «Пыль» так впечатлился личностью Петра Мамонова, что на протяжении года — с 2007-го по 2008-й — в самых разных местах и ситуациях снимал монологи актера. На этапе монтажа Мамонов все взял в свои руки и даже нарисовал несколько вариантов обложки DVD.
В результате у Мамонова-Лобана получилась динамичная нарезка фрагментов, в которых Петр Николаевич валяется в снегу, гуляет по московским бульварам, сидит дома в деревне за дощатым столом и напористо излагает свою жизненную философию.
Фильм о себе самом и с собой в главной роли — жанр, по мнению Лобана, весьма перспективный. Недавно подобную работу выпустил популярный корейский режиссер Ким Ки Дук. Сергей же снял фильм «Шапито-шоу» (с участием Мамонова), ставший одним из заметных событий последнего ММКФ.
Фильм «Мамон-Лобан» изначально планировалось назвать «Аэробус любви», так как он описывает полноту и масштабность чувств, которые испытывает герой-автор. И хотя Петр Николаевич без конца говорит «Я» и претендует на всеобъемлющий характер своей любви, дерганый монтаж, оборванные фразы и хорошо дозированная ирония не позволяют фильму превратиться в назидание.
Картина сопровождалась аплодисментами и смехом, правда, иногда казалось, что смеющиеся не очень понимают, над чем смеются. Впрочем, подобная реакция — норма для творчества Мамонова.
Ему затем задали множество вопросов — в том числе о том, ходит ли в церковь, за кого будет голосовать и как бросить пить. Ответы Петр Николаевич сопровождал байками, анекдотами и историями из собственной жизни. Рассказал про работу со знаменитым продюсером Брайаном Ино и с великим актером Олегом Янковским, про отношение к Василию Шумову и Юрию Шевчуку. Говорил про устрицы сердца, которые должны раскрыться, чтобы человек смог принять в себя свет и любовь, предложил использовать жития святых в качестве сюжетов фильмов и обещал заниматься своим делом до самой смерти.
Когда в одном из вопросов промелькнуло ерническое: «достал своим православием», Мамонов сказал, что да — «доставать» нельзя ни в коем случае — но дома, в семье. А тут он — публичный человек на сцене и должен излагать свою позицию. На вопрос же о митингах и голодовках Петр ответил, что каждый должен исправлять сначала себя, а общественные протесты считает неконструктивными. В качестве же певца Мамонов, несмотря на просьбы, выступать не стал — лишь а капелла исполнил композицию «Бог на нашей стороне» и блюз Stormy Monday.
Мамонов всячески подчеркивал и свою «народность», и то, что он житель центра Москвы (вечер назывался «Петр Николаевич из 3-го подъезда…»), и то, что он смог найти выход — веру в Бога. Но также говорил, что идти по этому пути постоянно и самостоятельно у него получается не всегда.
Эта незавершенность, слабость, уязвимость — последнее слово Мамонов очень часто использует — делают его героя не проповедником, а человеком, который понял что-то очень важное. Он не всегда знает, как донести это понимание до остальных, и пользуется для этого странными и парадоксальными образами, но обещает не успокоиться, пока не поговорит с каждым.