Нотр-Дам меняет колокола


«Антуанетта Шарлотта», «Гиацинт Жанна», «Дениз Давид», «Анжелика Франсуаза» — четыре колокола собора Парижской Богоматери, названные в честь французских святых, — будут сняты с северной башни, переплавлены и заменены новыми. Эта замена станет первым этапом в реставрации собора, приуроченной к его 850-летию, которое официально отмечается в 2013 году.
Вместо старых колоколов, которые на протяжении полутора веков звонили каждые четверть часа, установят девять новых. Они должны воссоздать первоначальное звучание XVII столетия. Двадцать из тех колоколов были переплавлены на пушки в годы Великой французской революции. Нынешние — весом до 1,7 т — по мнению экспертов, повреждены, плохо звучат (едва ли не хуже всех во Франции) и не имеют ничего общего с теми, хозяином которых в XV столетии был Квазимодо, герой великого романа Виктора Гюго.
Замена колоколов обойдется примерно в €3 млн. Новые, по всей видимости, отольют либо во Франции, либо в Соединенных Штатах. Они будут иметь тот же вес и те же размеры. Как всегда, ищут спонсоров, ибо церковь не располагает для этого достаточными средствами. Программа реставрации Нотр-Дам де Пари, в котором, в частности, хранится великая реликвия — Терновый венец Христа, предполагает также обновление старинного церковного органа и системы освещения.
Однако меняют не все колокола. Самый известный из них — «Бурдон Эммануэль», установленный в 1681 году, будет по-прежнему звонить на южной башне собора. Во время Великой революции он был конфискован, но по требованию Наполеона I возвращен в 1802 году. Наполеон III преподнес Нотр-Даму четыре колокола по случаю крещения его сына в 1856-м. До этого времени колокола использовали большей частью в качестве набата, предупреждавшего народ о бедствиях — войне, пожаре, эпидемии или наводнении.
Далеко не все французы приветствуют предстоящую реставрацию и замену колоколов. «Они звонили в важнейшие моменты нашей истории, — напоминает Ксавье Жилибер, который возглавляет неправительственную организацию по защите культурных ценностей. — Старые колокола не только символ Парижа, но и часть всемирного культурного наследия». Как бы там ни было, владелец старейшей литейной мастерской Франции Филипп Паккар считает, что колокола подобно людям живут, стареют и умирают. Колокола Нотр-Дам прожили достойную жизнь и могут уйти с сознанием выполненного долга.