АСВ не даст «плохим» банкам вывести активы


Агентство по страхованию вкладов (АСВ) активно подключается к борьбе за чистоту и прозрачность банковской системы. АСВ подготовило предложения по поддержке проблемных банков, которые на днях намерено передать на рассмотрение ЦБ.
В частности, агентство считает необходимым направлять в банки, заподозренные в нечистоплотности или просто испытывающие трудности, группу экспертов АСВ и ЦБ сроком на полгода. Об этом сообщил «Известиям» первый заместитель гендиректора АСВ Валерий Мирошников.
— Совместная группа будет проводить мониторинг, — говорит Валерий Мирошников. — Если мы увидим, что выводятся активы, то сможем отреагировать. Присутствуя в банке, легко понять, куда идет вектор. Если ситуация выравнивается, АСВ уходит, и банк продолжает работать самостоятельно. Если наоборот, то агентство начинает готовить санацию, передачу активов и обязательств, в крайнем случае, отзыв лицензии.
Инициатива не нова. По такой же схеме работает американская Федеральная корпорация по страхованию депозитов (FDIC). Комиссия, например, смотрит за тем, чтобы сотрудники банка не уничтожили важные документы. Только в 20% случаев принимается решение о санации или банкротстве, а также передаче «здоровой» части активов другой кредитной организации. Еще один вариант развития событий, — реорганизация банка путем «деления» на несколько юридических лиц.
В России пока банки остаются довольно закрытыми. О том, что происходит внутри, зачастую становится известно, когда уже поздно что-либо исправить. Достаточно вспомнить ситуацию с Межпромбанком (МПБ), принадлежавшим экс-сенатору Сергею Пугачеву. МПБ лишился лицензии 5 октября прошлого года и 30 ноября был признан банкротом. Его обязательства оцениваются в 93 млрд руб. К ликвидным активам, по предварительной оценке АСВ, можно отнести разве что кредит, выданный под залог акций ОКБ «Сухой», на 3 млрд руб.
Один из последних примеров — вывод активов бывшими менеджерами и акционерами Банка Москвы, который, получив помощь от государства в размере 295 млрд рублей, сейчас находится на санации у ВТБ. Еще летом общий объем кредитов Банка Москвы аффилированным компаниям оценивался в 360 млрд рублей.
— К сожалению, сегодняшние нормативы таковы, что реально АСВ может что-то предпринять лишь тогда, когда момент уже критический — сетует Валерий Мирошников.
Финансовый омбудсмен, депутат Госдумы Павел Медведев оценивает инициативу агентства положительно.
— Если АСВ войдет в банк заблаговременно, то, по крайней мере, задача выплат вкладчикам перестанет напоминать сумасшедший дом, когда неясно, где брать деньги и куда пропали активы, — считает он.
В ЦБ комментировать предложения, которых еще не видели, отказались. В любом случае главный финансовый регулятор страны увидит документ уже скоро. По словам Мирошникова, инициатива проходит последнюю стадию рассмотрения в АСВ. Как только будут подправлены некоторые технические моменты, документ отправится в ЦБ. Насколько долгим будет последующий путь, остается только гадать.
— Это очень сильно зависит от оформления инициативы. Раньше острое финансовое законодательство курировал (экс-министр финансов — «Известия») Алексей Кудрин. Мне было понятно, на чем он будет настаивать, — «умри, а сделай». Кто и на чем будет настаивать сейчас, трудно понять, — отмечает Павел Медведев.
Президент Ассоциации региональных банков России (АРБР) Анатолий Аксаков считает, что предложения АСВ примут быстро, однако сами банки воспримут инициативу по-разному.
— Главное, чтобы действия АСВ были направлены на финансовое оздоровление банка, а не на подготовку к санации или отзыву лицензии. В противном случае, как только станет известно, что пришло АСВ, клиенты побегут, — говорит Анатолий Аксаков.
В любом случае, приход специалистов агентства в банк должен проходить в обстановке строгой конфиденциальности, иначе кредитные организации станут воспринимать эту помощь не как поддержку доброго товарища, а как персонажа романа Роберта Стивенсона «Остров сокровищ» -- пирата Билли Бонса с его черной меткой.