«Программы фестиваля потребуют от слушателя духовной работы»


26 октября в Московском международном доме музыки стартует VI музыкальный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает». Вдохновитель и организатор форума перед его началом дал интервью «Неделе».
— Ваши фестивали не похожи друг на друга. В чем уникальность нынешнего?
— Потрясающе в одном стихотворении сказала Анна Ахматова о музыке: «В ней что-то чудотворное горит». Я с Анной Андреевной совершенно согласен. Музыка дарит человеку необъяснимые ощущения принадлежности к вселенской красоте, позволяет чувствовать себя духовно обогащенным и креативным. Первая программа, которой мы откроем фестиваль, называется символично: «Волшебство в музыке». В ней будут представлены произведения Вебера, Малера, Лядова, Стравинского и других. В качестве солиста выступит знаменитый бас-баритон Маттиас Гёрне, ученик Элизабет Шварцкопф и Дитриха Фишера-Дискау.
— Кто еще из именитых музыкантов появится в столице?
— За этот месяц в Москве выступят исполнители мировой величины. Организовать их приезд было непросто, но я сделал это. Потому что уже девять лет назад, когда стал президентом Дома музыки, поставил перед собой задачу: сделать Москву мировой культурной столицей. В ноябре москвичи смогут услышать знаменитого контратенора Кристофа Дюмо, контральто Анну Ларсон из Швеции и меццо-сопрано Вальтруду Майер. Из наших соотечественников выступит Денис Мацуев. Его выступление — это дружеский акт. Мы с ним всегда друг другу помогаем: я выступаю на его фестивалях, а он на моих. Нам такое сотрудничество в радость. Еще я пригласил выступить двух пианистов, которые, на мой взгляд, незаслуженно не попали в финал нынешнего конкурса Чайковского — это Филипп Копачевский и Александр Лубянцев.
— Участника финала Александра Романовского, которому вы в свое время помогли, судьи, на ваш взгляд, оценили по достоинству?
— Фонду удалось не просто помочь ему, а спасти парню жизнь. И в этом большая заслуга Центрального института травматологии и Ивана Григорьевича Гришина. Александр принимал этим летом участие в кольмарском фестивале и совершенно изумительно играл. Его даже назвали в New York Times одним из лучших молодых пианистов, выступающих сегодня. Я считаю, что на конкурсе с ним поступили не слишком справедливо. Мы поддерживаем творческие контакты, и 24 декабря в Москве он будет играть 23-й концерт Моцарта вместе с «Виртуозами Москвы».
— Обычно на фестивале вы представляете необычные синтетические проекты. Что-нибудь подобное планируется?
— Замечательный пианист Михаил Рудь сыграет на одном из концертов «Картинки с выставки» Мусоргского. Исполнение будет сопровождаться видеопроекцией декораций Василия Кандинского, которые он сделал к постановке «Картинок» в 1928 году в Германии. Эти работы Кандинского в Москве увидят впервые. Чтобы их использовать, нам потребовалось разрешение Центра Помпиду в Париже.
— В программу вошли в основном произведения позднего романтизма. Не тяжело будет светской публике воспринимать столь сложную музыку?
— Понимаю, что эти программы неординарные, так сказать, совсем не попсовые. Они потребуют от слушателей большой духовной работы. Но мы должны их исполнить, потому что про музыку подобного уровня сейчас все немножко забыли. Надеюсь, что столичные слушатели смогут их понять и оценить. Подобными программами может гордиться любой великий концертный зал. А чем Москва хуже?
— В ваших планах — запись «Иоланты» с Анной Нетребко. Планируете и дальше с ней работать?
— Конечно. Пригласил Анну и ее мужа, Эрвина Шротта, выступить на новогоднем концерте, который пройдет 28 декабря в Доме музыки. А в записи «Иоланты» Анна сама попросила нас принять участие. Мне с ней очень комфортно работать, и ей с нами, думаю, тоже.
— Вы много гастролируете. Путешествует ли с вами семья?
— Они бывают со мной на гастролях довольно редко. Сати и дети заняты своими делами. А я — странник (смеется).
— Чем сейчас занимаются ваши дочки?
— Все мои дети занимаются или занимались музыкой. Старшая дочка Катя в свое время получила первую премию на престижном конкурсе пианистов в Париже. Но в дальнейшем она пошла по линии кино, сейчас пишет сценарии. Средняя — Татьяна — играет на флейте, но образование получает актерское. Три последних года выступает на знаменитом театральном фестивале в Авиньоне. Младшая — Анна — неожиданно для меня увлеклась джазом. Поет в стиле соул, который прославил Эмми Уайнхаус.
— Ваш сын — Александр Рождественский — скрипач, как и вы. Помогаете ему советом или делом?
— Александр добивается всего сам. Но иногда он обращается ко мне, и я помогаю ему советами.
— Как педагог?
— Скорее как друг.
— Раньше вы достаточно серьезно занимались боксом. Как со спортом сейчас?
— Могу позволить себе заниматься спортом только летом. Но бокс уже ушел в прошлое, хотя мне было чрезвычайно приятно в день рождения получить поздравление от братьев Кличко (смеется).