Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 47 БПЛА над регионами России
Мир
Трамп лишил Камалу Харрис и Хиллари Клинтон доступа к секретной информации
Армия
Расчеты гаубиц Д-30 поразили военную технику ВСУ в белгородском приграничье
Мир
В Германии предложили отменить пособия для украинских беженцев
Армия
Мотострелковые подразделения отразили атаки безэкипажных катеров ВСУ
Мир
В Братиславе прошел крупнейший антиправительственный митинг на 10 тыс. человек
Общество
Мемориал в память о жертвах теракта в «Крокусе» открыли в годовщину трагедии
Мир
Corriere della Sera сообщила об отказе Италии помочь США с поставками яиц
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность без осадков в Москве 22 марта
Армия
Минобороны РФ сообщило об уничтожении самолета МиГ-29 ВСУ
Мир
СМИ сообщили о желании Франции применить мощный торговый инструмент ЕС против США
Мир
Суд Румынии поместил под арест финансиста кампании Джорджеску
Политика
Россиян начнут штрафовать за рекламу в Instagram, Facebook и Twitter
Мир
В Молдавии сообщили о намерении властей установить слежку за гражданами
Мир
Politico сообщило о беспокойстве в ЕС из-за больших расходов Германии
Мир
Уиткофф назвал территории ключевой проблемой урегулирования конфликта на Украине
Политика
Депутат предложил отменить критерии нуждаемости для многодетных при получении льгот

£50 тыс. за «Ощущение конца»

Джулиан Барнс удостоен литературной премии «Букер». Писатель назвал награду «той еще лотереей»
0
£50 тыс. за «Ощущение конца»
Джулиан Барнс с книгой «Ощущение конца», фото: REUTERS/Люк МакГрегор
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Лондоне объявили лауреата очередной Букеровской премии. Награду в £50 тыс. получил самый именитый из претендентов, Джулиан Барнс.

Председатель жюри, Стелла Римингтон, экс-глава МИ-5 и автор шпионских романов, рассказала, что решение было принято за полчаса и что обошлось «без кровавых следов на ковре». Хотя именно в этом году споры вокруг Букера были особенно бурными, критики жаждали букеровской «крови».

Дело дошло до учреждения «альтернативной» премии, а все той же Римингтон пришлось оправдываться за то, что она объявила «читабельность» одним из главных критериев выбора лучшего романа. Даже сам лауреат, выступая на пресс-конференции, не преминул вспомнить «Поминки по Финнегану» Джеймса Джойса — как пример «нечитабельного», но от этого не менее великого экспериментального романа. 

Джулиан Барнс поблагодарил не только своих издателей и редакторов, но и художника-оформителя: «Если бумажная книга собирается выстоять в борьбе с электронными книгами, она должна быть такой, чтобы ее стоило и покупать, и хранить».

Писатель вообще был очень многословен, причем комментировал больше не премированный — компактный, всего в 160 страниц — роман «Ощущение конца», а околобукеровский процесс. Он ничего не прибавил к осмыслению истории 60-летнего героя, который пытается переоценить свою жизнь и понять, почему самыми важными для него оказались не женитьба или развод, а два самоубийства, случившиеся рядом с ним.

Зато писатель придумал много шутливых комментариев к событию. До нынешнего награждения он трижды выдвигался на «Букера», за что и прозвал эту премию «той еще лотереей». Кроме того, Барнс до сих пор не может забыть, как в 1984 году один из членов жюри признался ему, автору знаменитого романа «Попугай Флобера», что слыхом не слыхивал о создателе «Мадам Бовари». 

Для Барнса, у которого оба родителя были преподавателями французского и который не только переводил того же Флобера и Альфонса Доде, но и стал одним из самых последовательных британских франкофонов, такое признание было слишком символичным. И он, как могло показаться, уже не столь расстраивался, когда и в 1998-м, и в 2005-м его более чем достойные романы «Артур и Джордж» и «Англия, Англия» не получили «Букера». 

Пока премия обходила его стороной, Барнс успел написать целое пособие для писателей, не получивших наград, а заодно для всех остальных, кому кажется, что без поощрений никак не обойтись. Писатель советовал в случае проигрыша заготовить маску спокойствия: «великодушная улыбка, удивленно приподнятая бровь, раздувшиеся в насмешке ноздри». На самом деле именно это долгое писательское ожидание — то спокойное, то нервное и скандальное — стало едва ли не самым интересным букеровским сюжетом последних лет. 

Тем временем издатели и книготорговцы уже при деле. Заказан новый тираж премированного романа, как минимум в 75 тыс. экземпляров. «Ощущение конца» обещает стать популярным рождественским подарком.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир