Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ уничтожили 106 украинских беспилотников за сутки
Общество
Юрист предупредил о тюремном сроке за публикацию чужих личных данных
Армия
Армия России поразила цеха сборки и склады хранения беспилотников ВСУ
Мир
FT сообщила о намерении двух компаний США выкупить активы «Лукойла»
Мир
Швеция заявила о готовности передать Украине самолеты Gripen в рамках гарантий
Мир
В Иране опровергли сообщения о захвате протестующими Малекшахи и Абданана
Мир
В США указали на возможность России отрезать Украину от Черного моря
Мир
Политолог указал на невозможность размещения сил ЕС на Украине без согласия РФ
Мир
СМИ сообщили об условиях США для увеличения добычи нефти Венесуэлой
Мир
Reuters заявило об угрозах США убийством главе МВД Венесуэлы
Мир
В Финляндии указали на провал «коалиции желающих» после встречи в Париже
Общество
Власти назвали причину ограничения мобильного интернета на Камчатке
Мир
В Британии сообщили о слежке авиации Европы за российским танкером Marinera
Мир
Туадера назвал успешной работу российских инструкторов в ЦАР
Общество
В Госдуме напомнили об индексации материнского капитала в феврале
Общество
Минюст разработает закон о сборе биометрии у подозреваемых без их согласия
Мир
Президент ЦАР рассказал о борьбе страны со всеми формами неоколониализма

248 артефактов семейства Стайн

Среди экспонатов уникальной выставки авангардного искусства — работы русского художника Челищева
0
248 артефактов семейства Стайн
Гертруда Стайн (на переднем плане) и Элис Бабетт Токлас. Cecil Beaton Londres, National Portrait Gallery © Courtesy of the Cecil Beaton Studio Archive at Sotheby's Bromure, 21.4 x 23.7 cm 1936 (фрагмент)
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Париже впервые за многие годы воссоздали уникальную коллекцию европейского авангарда. В начале ХХ века ее собрала вместе с братьями американская писательница Гертруда Стайн. Вровень с коллекцией можно поставить лишь собрания Щукина и Морозова.

248 картин, рисунков, литографий и фотографий — почти одни шедевры. Выставка в парижском Гран-пале «Матисс, Сезанн, Пикассо. Авантюра Стайнов» посвящена одному из самых рискованных проектов начала столетия — собиранию искусства, которое все вокруг высмеивали. Но Стайны следовали собственному вкусу. Выяснилось — этого достаточно, чтобы век потянулся за ними.

Когда говорят «Стайны», имеют в виду четырех человек — сестру и двух братьев: Гертруду, Лео и Майкла Стайнов плюс жену последнего Сару. Некоторые из них жили в Париже с детства, другие приехали в начале 1900-х. Живопись начали собирать рано, причем семейно. Своего первого Сезанна Лео купил в 1903 году. Пикассо год спустя он покупал уже с Гертрудой. В течение следующего десятилетия вместе с семьей Майкла они стали важнейшими коллекционерами авангарда в Париже. В их квартирах, как и сейчас в Гран-пале, висели рядом Хуан Грис и Поль Боннар, Франсис Пикабиа и Андре Масон, а также Моне, Ренуар и Гоген. Но главное место занимали Матисс с Пикассо. Они довлеют и на Елисейских полях — больше ста работ на двоих, включая знаменитые автопортреты.

Трудно представить, как эти картины соседствовали в квартирах Стайнов вплоть до раздела коллекций. Какая между Матиссом и Пикассо была тогда скрытая конкуренция за неофициальное первенство в новом искусстве… Некоторые считают, что вся первая декада века прошла под знаком их дружбы-вражды.

При разделе братья забрали почти всего Матисса, Гертруда оставила себе Пикассо, с которым дружила и о котором написала одну из самых интересных книг в истории живописи. Пикассо тоже был очарован интеллектуальной американкой, много ее рисовал — в Гран-пале показывают и его знаменитый портрет маслом 1906 года. Впрочем, все Стайны обеспечили себе место в истории обилием своих портретов, выполненных классиками. На парижской выставке им посвятили специальный раздел.

Собрать такую коллекцию можно, лишь если ты первый. Цены на вызывавших недоумение публики авторов поначалу были доступными, это в 1930-е годы Гертруда Стайн уже почти ничего не могла купить. А вот приобрести прямо на выставке «Женский портрет» Матисса, своими красками вызвавший скандал на Осеннем салоне 1905 года, тогда оказывалось возможным. Правда, сейчас посетителям Гран-пале надо долго объяснять, чем так прогневил публику век назад художник, всего лишь ярко нарисовавший собственную жену (сегодня портрет хранится в Музее искусств Сан-Франциско, где «Стайнов» показывали летом).

По субботам в гостях у Стайнов собирался весь Париж. Иностранцев в их салоне было не меньше, чем самих французов. Фицджеральд, Хемингуэй, Аполлинер… Бывали здесь и русские, в том числе художник Павел Челищев (1898–1957). В предпоследнем разделе выставки, «Посткубизм и неоромантизм», посвященном 1920–1930 годам, Челищев представлен тройным портретом своего друга, писателя-сюрреалиста Рене Кревеля (сейчас хранится в частном нью-йоркском собрании) и натюрмортом с клубникой 1925 года. Его прислала московская галерея Курниковой — единственный российский участник парижского проекта.

Работы Челищева соседствуют с эстампами Хокусая, принадлежавшими Майклу и Саре Стайнам (они собирали и восточное искусство). Отдельная витрина посвящена отношениям этой пары с Ле Корбюзье, построившим для них виллу, которая считается одной из жемчужин в его архитектурном наследии.

Феноменальная коллекция, принадлежавшая четырем Стайнам, воспринимается как единое целое. С течением времени она распылилась по всему свету. Многие полотна были проданы после смерти Гертруды Стайн в 1946 году. Для того чтобы собрать уникальную коллекцию вновь, потребовались годы работы в музеях и частных собраниях Европы и США, некоторые экспонаты прибыли из Мельбурна и Сан-Паулу. О большем Стайны не могли и мечтать.

Выставка продлится до 16 января, весной ее покажут в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир