Важно не «размазать» миллиарды на поддержку всего и вся, имеющего вторичные признаки культуры
- Мнения
- Страна
- Важно не «размазать» миллиарды на поддержку всего и вся, имеющего вторичные признаки культуры

Финансовая экспансия в культуру Москвы — третья после идеи заменить на московских тротуарах асфальт на плитку и остановить неуправляемую застройку центра, значительная инициатива нового мэра. Причем инициатива не такая безнадежная и бессмысленная, как, скажем, вывод чиновников в новое идеальное поселение за пределами мегаполиса.
Идея освоения городского пространства за счет функции культуры уже лет
семь определяет неформальное, а значит, реальное развитие центра Москвы. Бывшие власти города, чрезвычайно
увлеченные развитием ритейла на каждом свободном участке, не заметили и не
поняли этой тенденции. Между тем в 2003 году на месте красильного цеха открылся центр «Артплей», который положил
начало реконструкции фабрики «Красная Роза». Предполагалось, что подобно Нью-Йорку освоение производственной площадки арт-сообществом привлечет внимание
общественности и тем самым повысит стоимость недвижимости. Это была
сумасшедшая затея — недвижимость в этом
районе и так стоила запредельно, но арт-сообщество сложилось, и «Красная Роза»
за год стала чрезвычайно модным местом с мастерскими архитекторов, студиями,
кафе, галереей. И важно, что это было самодеятельное и самоорганизованное событие в развитии общественной и
культурной функции города.
Почти одновременно владельцы бывших фабрик «Газгольдер» и «Винзавод»
целиком отдали эти территории под развитие художественных галерей, выставочных
зон, офисов модных дизайнеров одежды,
архитекторов и т.п. Это также было решением девелоперов, то есть осознанной и
экономически просчитанной инициативой. В
2008 году начала свое развитие именно как культурный кластер ждущая
комплексной реконструкции территория фабрики «Красный Октябрь». В помещениях бывшего Московского хрустального завода имени Калинина
образовался дизайнерский кластер «Флакон», и, наконец, в здании завода «Манометр» на «Курской» заново открылся
«Артплей». Так что культура как движущая сила пространственного и
социального развития центра Москвы все
это время продолжала мощно набирать обороты. Например, на том же «Красном
Октябре», по моим личным наблюдениям, несмотря
на полное бездействие и несостоятельность действующей администрации, культурные
инициативы, новые объединения, неформальные события буквально продавливают свое
существование. Осталось подхватить этот тренд,
административно и экономически поддержать.
Но для того чтобы культура охватила массы, она должна стать
градообразующей функцией столицы наряду с административной. Подобный путь
развития городов не новость. Вспомним, как размещение крупной музейной
институции, Музея Гуггенхайма авторства мировой звезды Фрэнка Гери, превратило
Бильбао из заштатного городка в один из культурных и самых посещаемых городов
атлантического побережья Испании и Франции. Президент Франции Миттеран шел на выборы в том
числе с программой «Больших проектов Парижа», таких как театральный комплекс
на площади Бастилии, парково-развлекательный комплекс Ла Валетт, библиотека
Франции, реставрация Лувра с возведением стеклянной пирамиды архитектора Пея,
Большая арка Дефанса с развитием прилегающих городских территорий. Это были
проекты, охватывающие основные сферы культуры и социальной жизни Парижа,
решающие в том числе задачи оживления депрессивных и окраинных районов. Уже
сами по себе проекты, архитектурные конкурсы на них привлекли гигантское внимание. В результате подзатухшая общественная и культурная жизнь в Париже ожила, а в мире заново
проснулся интерес к великому городу.
Москву от всех остальных столиц мира отличает ее уникальная роль центра
социального эксперимента XX века. Этот коммуно-утопический прыжок длиной в 100 лет сопровождался
массовыми достижениями в культуре: литературе, театре, музыке, живописи,
архитектуре. Культура вообще, несмотря на кажущуюся невесомость и утонченность,
имеет чрезвычайно массивное материальное воплощение. Так что Москва как город
уникальных событий XX века может быть заново явлена миру со всеми своими
удивительными идеологическими объектами — от инфернального Мавзолея до социальной жилой застройки 1970-х
годов типа Беляево; от Клуба им.
Русакова архитектора Мельникова, Дома-коммуны архитектора Николаева до
последнего в истории неодворцового комплекса ВДНХ.
Очевидно, что для превращения культуры в одну из основных
градообразующих функций Москвы есть все основания. Столица перестала быть
индустриальным центром, и эта лакуна активно, но бессистемно заполняется
постиндустриальными функциями — торгово-распределительной, информационной и пр.
А между тем, как видим, уже сложился тренд использования культуры как двигателя
развития городских территорий, соответствующий нашим традициям и ожиданиям (в
силу своей во многом самодеятельности), с одной стороны, а город обладает
обветшалой, но мощной инфраструктурой — с другой. При наличии денег и политической
и управленческой воли у Москвы тоже все должно получиться. Особенно если
внимательно изучить опыт подобных преобразований и не делать очевидных
глупостей. Надо понимать, что только крупные объекты культурного назначения и масштабные
программы способны преобразовать городскую среду и позволят ожидать изменений в
поведении горожан. Важно не «размазать» выделяемые миллиарды на поддержку всего и вся, имеющего
хотя бы вторичные признаки культуры.
Ничего личного, но кто вспомнит, когда в последний раз произошло хотя бы
какое-нибудь значимое событие, например, в Театре имени Ермоловой? И таких
запыленных, забытых закутков от культуры с государственным статусом — сотни. Ни
копейки на их бессмысленное полусуществование, иначе и этот золотой денежный
дождь уйдет в песок.
Автор — член попечительского совета
Института архитектуры, медиа и дизайна «Стрелка».