Роланд Эммерих проник в тайну Шекспира


В Москву приехала съемочная группа фильма «Аноним» во главе с Роландом Эммерихом, чтобы представить новый фильм «Аноним». Отправив современную цивилизацию в преисподнюю в «2012», всемирно известный мастер кинокатастроф теперь обратился к истории. Точнее, к самой загадочной и знаменитой литературной мистификации. «Аноним» — это фильм о том, кто на самом деле скрывался под именем Уильям Шекспир.
«Нетрудно быть коммерчески успешным, когда ты все время даешь зрителям то, что они от тебя ждут, — говорил Эммерих на встрече с московскими журналистами. — А вот если зритель заинтересуется неожиданным поворотом в твоем творчестве, это действительно успех».
Из всех бытующих на сегодняшний день «антистрадфордских» версий (ставящих под сомнение принадлежность великих пьес и сонетов человеку по имени Уильям Шекспир) Эммерих выбрал самую распространенную: истинным автором «Гамлета», «Макбета», «Ромео и Джульетты» и всех остальных «шекспировских» шедевров был Эдвард де Вер, 17-й граф Оксфордский.
В фильме его играет один из ведущих британских актеров Рис Иванс, также прибывший в Москву. Для Иванса, ставшего знаменитым после роли дурковатого приятеля Хью Гранта в «Ноттинг Хиле», это также совершенно неожиданный поворот в кинокарьере.
Сценарий фильма написал человек с английским именем Джон и русской фамилией Орлофф — собственно, сделать фильм о тайне Потрясающего копьем (именно так переводится на русский язык Shakespear) принадлежит именно ему.
— Да, Джон наполовину русский, — ответил Эммерих на вопрос «Известий» о национальном происхождении сценариста. — Наверное, именно поэтому он так хорошо пишет.
Впрочем, режиссер признался, что по его просьбе сценарий переделывался множество раз. Причем о последней переработке — представить пролог фильма происходящим в современном театре — Эммерих попросил сценариста в самый последний момент.
— В историческом фильме самое сложное — это найти баланс между правдой и вымыслом, — отметил режиссер. — Сделать так, чтобы не было скучно, но и не позволить фантазии унести тебя уж слишком далеко.
В российский прокат картина выходит 17 ноября, поэтому не будем раскрывать всех подробностей сюжета. Скажем лишь, что, по версии «Анонима», королева Елизавета сыграла гораздо большую роль в истории литературы и драматургии, чем принято думать. И что прозвище «Девственница» было ею получено исключительно из конспиративных соображений. В фильме Елизаветой стала Ванесса Редгрейв, а во флешбэках играет ее дочь, Джоэли Ричардсон.
Ну и, конечно, одной литературной частью сюжета Эммерих ограничиться не мог — в его фильме граф Оксфордский пытается повлиять своим творчеством и на ход британской истории. Получается это у него плохо. Еще одно доказательство того, что каждый должен следовать своему предназначению: поэты — слагать стихи, царедворцы — плести интриги, а мастера фильмов-катастроф снимать картины про конец света, не отвлекаясь на филологические изыски.
Впрочем, независимо от того как воспримет публика и критика «Анонима», одной благой цели этот фильм точно достигнет: всколыхнет новую волну интереса к вопросу «А был ли Шекспир?». А значит, будет переиздано несколько достойных книг, этой тайне посвященных.
Кстати, если бы Эммерих и Джон Орлофф прочли книгу российского исследователя Ильи Гилилова «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса», сюжет у них, возможно, получился бы еще более залихватским.