«Бархатные ручки» меняют хозяина


Компания Unilever покупает екатеринбургский концерн «Калина». За 16,7 млрд рублей англо-голландский производитель потребительских товаров становится лидером российского рынка косметики и средств личной гигиены.
Сейчас у Unilever в России восемь заводов, на которых выпускаются товары под брендами Calve, Lipton, Knorr, Domestos, Dove, «Балтимор» и проч. За счет покупки «Калины» к этой линейке прибавятся марки «Чистая линия», «Черный жемчуг», «Бархатные ручки» и «Лесной бальзам». Это недорогая косметика, на нее приходится от 30 до 45% российского рынка. В Unilever объясняют необходимость покупки тем, что продукция «Калины» хорошо представлена именно в среднем и низком ценовом сегментах, где международному гиганту нужно укреплять позиции. Например, в сегменте средств по уходу за полостью рта доля екатеринбургской компании достигала 45%, в сегменте средств по уходу за кожей — более 30%.
Информация о том, что владельцы «Калины» ищут стратегического инвестора, периодически появляется на рынке уже несколько лет, но до сих пор конкретных покупателей не называлось. «Я хорошо знаком с ситуацией внутри Unilever, но информации о ней как потенциальном покупателе «Калины» не было даже на уровне слухов», — говорит аналитик исследовательской компании «Старая крепость» Иван Козлов.
«Приобретение укрепит и сбалансирует локальный портфель брендов
Unilever и усилит наши конкурентные позиции в России», — заявил Пол
Полман, генеральный директор Unilever.
За 82% акций «Калины» Unilever заплатит 16,7 млрд рублей. Сделку должна одобрить Федеральная антимонопольная служба, поэтому завершить ее стороны планируют до конца этого года.
Оценка компании почти вдвое превышает рыночную — в августе, исходя из рыночных котировок, она стоила 8–9 млрд рублей. Однако аналитики считают такую премию
оправданной. Сделка позволит Unilever укрепить позиции на российском рынке косметики и парфюмерии — сейчас у концерна 11,5% в денежном выражении. У лидера, компании Henkel, по данным аналитического агентства «Старая крепость», 17,7%. Купив «Калину», Unilever вырвется вперед.
Именно поэтому эксперты согласны с ценой, которую заплатил Unilever за выход в новый для себя сегмент. «Сделка позволит значительно увеличить рыночную долю Unilever на рынке, расширить портфель брендов, выйти в новые сегменты», — говорит аналитик ИК «Финам» Максим Клягин.
Емкость российского рынка парфюмерии и косметики составляет около $11 млрд и сохраняет значительные перспективы роста. В ближайшие 5 лет, по экспертным оценкам, потребление подобной продукции может вырасти в 1,5–2 раза (средние темпы роста рынка в товарной массе составят около 5–10%). На сегодняшний день на развитых рынках показатель среднедушевого потребления примерно в 2–3 раза выше, чем в России.
Основные акционеры «Калины» — Prego
Holdings (30,66% акций), «Калина финанс» (18,56%), «ВТБ Капитал» (13,5%), Deutsche Bank Trust Company Americas (9,83%). Председателю совета директоров концерна
Тимуру Горяеву, который неофициально считается основным владельцем
компании, официально принадлежит 0,05% акций.
Сделкой с «Калиной» уже заинтересовались регулирующие органы. Дело в том, что акции компании на ММВБ планомерно росли начиная с 23 сентября. Резко увеличилось также и количество сделок. В результате ко дню объявления о сделке акции компании подорожали на 75%. В пятницу же, после того как стало известно о договоренностях с Unilever, бумаги компании выросли еще на 40%.
Чистая прибыль ОАО «Концерн «Калина» по РСБУ за 2010 год выросла в 2,5 раза — до 1,6 млрд рублей. Выручка концерна за этот же период выросла на 14% — до 12,7 млрд рублей. По итогам прошлого года Unilever повысил чистую прибыль на 26%, до €4,6 млрд, а объем продаж — на 5,8% относительно аналогичного периода прошлого года. Оборот вырос на 11,1% до €44,3 млрд.