РПЦ молится о заключенных


14 октября, в праздник Покрова Богородицы, в Москве проходит благотворительная акция Русской православной церкви «День милосердия и сострадания ко всем во узах и темницах находящимся». Говоря проще, в каждом храме столицы и в храмах многих других регионов специально помолятся и о тех, кто сидит, и о тех, кто работает в системе исполнения наказаний, а также проведут сбор средств. Ведь в тюремных храмах не бывает пожертвований за свечки и записки (заключенным запрещены наличные деньги), так что все — от утвари до содержания священника — ложится на плечи других приходов или центральных церковных структур. Каждый, кто захочет внести свою лепту в работу с заключенными, в пятницу сможет сделать это в любом храме Москвы. Как сообщили «Известиям» в Синодальном отделе по тюремному служению, цель московской акции 14 октября — привлечь к проблемам тюрем и нуждам заключенных общественное внимание.
Председатель Отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Степанов рассказал «Известиям», что с 2000 года посещает только детскую колонию, а до того десять лет посещал исправительную колонию в поселке Металлострой. Теперь среди прихожан храма, где служит отец Александр, немало его «выпускников» из «взрослой» колонии: многие завели семьи, один стал священником, все поддерживают со Степановым контакт и далеки от возвращения к криминалу. А вот в детской колонии, сокрушается священник, плоды менее заметны: ведь весь уклад жизни там противоречит Евангелию, разбойничьи порядки поддерживаются даже администрацией, и если взрослый может понять границу между словами проповеди и реальностью и сделать выбор в пользу христианства, то подростки на такое обычно не способны.
Во многих приходах Москвы и России практикуется переписка с заключенными. Как отмечает протоиерей Александр Степанов, часто результат этого — только преувеличенные ожидания заключенных, что после освобождения их примут на том приходе, откуда они получали письма и посылки. Хотя в Москве, например, при нескольких храмах существуют «центры помощи освободившимся», они предполагают поддержку продуктами и одеждой, но не имеют возможности систематически заниматься социализацией бывших заключенных. Также освободившихся ожидают в церковных центрах помощи наркоманам и алкоголикам.
Официальная позиция Синодального отдела по тюремному служению состоит в том, чтобы помощь нуждающимся оказывалась прежде всего не в материальном ключе, а в виде документационной, юридической, психологической ресоциализации. Однако концепция центров реабилитации при монастырях и приходах пока только разрабатывается.
Переписка может приносить и запланированные, и неожиданные плоды. Иногда заключенные через переписку с православными действительно восполняют недостаток информации о духовной жизни и просто человеческого общения, а иногда — ищут потенциальных невест.
Как сообщили «Известиям» в Синодальном отделе по тюремному служению, на начало года в России в местах заключения действовало 523 храма и 705 молитвенных комнат. Православных общин в УФСИНе по этой статистике столько же, сколько образовательных учреждений — вечерних школ и ПТУ. При этом правовое положение священнослужителей в местах принудительного содержания остается неопределенным, а также отсутствуют хотя бы общие положения (инструкция) об их правах и обязанностях. Нет у РПЦ уверенности и в статусе тюремных храмов: построенные за счет церкви, они находятся в собственности исправительных учреждений и, согласно законодательству, в ведение епархий переданы быть не могут. Однако нет и жестких инструкций, которые подтверждали бы, что все эти храмы будут эксплуатироваться только по своему прямому назначению и исключительно той религиозной организацией, которая их построила, а само помещение не будет задействовано в оперативно-розыскных целях. К этим проблемам РПЦ также надеется привлечь внимание УФСИНа, проводя акцию 14 октября.