Белые ночи и подмосковные вечера сэра Пола


Отношения с Россией у сэра Пола, впрочем, как и у всех участников The Beatles, давние и теплые. Все началось с древнего, но весьма убедительного мифа о том, что ливерпульская четверка, застрявшая в аэропорту Шереметьево по пути в Японию, сыграла закрытый концерт для членов Политбюро. Миф этот не опровергнут до сих пор.
Если все-таки строго руководствоваться фактами, то каждый из битлов (за исключением Джорджа Харрисона) как-то отметился в России. Джон Леннон еще во времена СССР прислал майку и пластинку главному битломану страны Николаю Васину. Пол Маккартни еще на заре перестройки протянул руку дружбы российским битломанам, подарив тогдашней одной шестой части суши альбом из тринадцати рок-н-ролльных стандартов «Bновь в СССР», моментально ставший раритетом во всем мире. Ринго Старр с разными составами тоже играл в Москве. Заглядывал сюда и первый барабанщик The Beatles Пит Бест, и уж совсем забытый певец по имени Тони Шеридан, с которым битлы пару лет сотрудничали на заре своей карьеры.
С Полом Маккартни Россия встречалась дважды. В первый раз его личный самолет приземлился в аэропорту Пулково 22 мая 2003 года, в дни празднования 300-летия северной столицы. Спустя пару часов экс-басист The Beatles входил в здание Санкт-Петербургской консерватории, где из рук Валентины Матвиенко получил почетный диплом профессора музыки. На следующий день Маккартни появился на открытии Детского благотворительного фонда, а вечером в компании директора Эрмитажа г-на Пиотровского осматривал Зимний.
За каждым шагом Маккартни следили сотни поклонников, но на несколько часов их кумир пропал из виду. Какую-то ясность, наверное, могли бы внести его менеджмент, бывшая жена Хизер Миллс, начальник службы безопасности Чарльз Бейфилд или тогдашний организатор визита Александр Гафин. Вряд ли с этой тайны будет снят гриф «секретно», но, по некоторым данным, в Питере Маккартни дал секретный закрытый концерт для очень богатого человека. Устроители сбивались с ног в поисках достойных мест вегетарианской высокой кухни, а сэр Пол не переставал восхищаться красотами города на Неве и окрестностей.
24 мая Маккартни уже играл в Москве на Красной площади. Визит был пышно обставлен и широко освещался. Приватная прогулка с Владимиром Путиным по Кремлю, дебаты вокруг места проведения шоу, запись концертного DVD, сорок песен за три часа действа — все говорило, что событие тянет на статус исторического. Ажиотаж и ликование вокруг того визита, плавно переходящие в народные гулянья, четко переданы в документальном фильме Максима Капитановского «Пол Маккартни. 73 часа в России».
Год спустя тридцать два трейлера с аппаратурой снова въехали на Дворцовую площадь. 18 июня 2004 года Маккартни отпраздновал свое 62-летие, а двумя днями позже Питер и гости со всей страны два с половиной часа наслаждались концертным сетом экс-битла.
Прошло семь лет, и на этот раз повезло Москве. В столицу Маккартни везет программу On The Run, в названии которой обыгрывается один из лучших его сольников — Band On The Run (1973). Примечательно, что в СССР этот альбом выходил в начале 1980-х годов в урезанном виде — лишенный одноименной композиции, но снабженный песней Silly Love Song.
Со времен появления того альбома много воды утекло. Давно нет любимой жены Линды, нудная тяжба с Хизер Миллс закончилась разводом, а несколько дней назад Пол снова стал молодоженом, связав себя узами брака с Нэнси Шевел.
В игре нынешнего концертного состава нет веселого, бесшабашного, расклешенного хиппизма времен группы Wings, который так ярко запечатлен на недавно вышедших съемках времен Wings Over America. Давно нет харизматичного гитариста Денни Лейна, но есть крепкая спайка молодых музыкантов, не рвущихся вперед, строго прикрывающих тыл и четко делающих свое дело.
Музыка Маккартни не сильно менялась от альбома к альбому. Даря миру то оратории, то электронные эксперименты вроде The Fireman, он неизменно во главу угла ставил создание красивых песен о любви.
Кроме того, Маккартни неизменен в главном — как и всегда, полон желания играть музыку. Одиннадцать концертов тура — дань этой его главной страсти, когда-то ставшей одной из причин распада ливерпульской четверки. Впрочем, именно благодаря этой страсти миллионы поклонников все еще могут увидеть «одного из The Beatles» и услышать настоящий рок-н-ролл.