Абсурдистан и вторжение


В Москве открылись две выставки известных чешских фотографов. В Центре фотографии им. Братьев Люмьер показывают работы 73-летнего Йозефа Коуделки. Он стал знаменитым после того, как в августе 1968 года снимал вторжение советских танков в Чехословакию. Благодаря агентству «Магнум» эти снимки опубликовал тогда Times Magazine, следом они обошли всю прессу мира. При этом имя автора долгое время скрывалось.
Даже после того как Коуделка попросил политического убежища в Англии в 1970 году, было решено не подвергать опасности его родных, оставшихся в Чехословакии. Авторство раскрылось только 16 лет спустя, уже после того как Коуделка получил престижную премию Надара за книгу «Цыгане». Но в Москве показывают не «Цыган», а именно пражские работы 1968 года. Недавно 250 снимков той поры были опубликованы отдельным альбомом.
А в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова представляют творчество другого чешского фотоклассика — Лубоша Котека. Его выставка «Абсурдистан: повседневность застоя в Чехословакии. 1968–1989» запечатлела жизнь страны с медленно исчезающим человеческим лицом.
В своей работе Котек вдохновлялся хрестоматийной книгой Роберта Франка «Американцы», перевернувшей представления о репортажной съемке. Но фактура, запечатленная в «Абсурдистане», богата настолько, что в состоянии сама стать эстетикой. Витрины и лозунги не так впечатляют, как лица. Сегодня таких в Европе уже нигде не увидеть.
Выставка Котека открыта в рамках фестиваля «Блестящая изоляция: чехословацкая культура в подполье (1968–1989)», посвященного общественной жизни в ЧССР эпохи позднего социализма.
"Вторжение 1968. Прага" - Центр фотографии им. братьев Люмьер. До 4 декабря
«Абсурдистан: повседневность застоя в Чехословакии. 1968–1989» - Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова. До 17 октября