Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
ЦБ РФ продлил на полгода ограничения на переводы средств нерезидентов
Армия
Минобороны РФ сообщило об атаке ВСУ по нефтеперекачивающей станции «Кропоткинская»
Общество
Суд Москвы продлил срок домашнего ареста блогеру Лерчек
Мир
Путин и президент ОАЭ Аль Нахайян обсудили диалог РФ и США по Украине
Происшествия
Самолет Су-25 потерпел крушение в Приморском крае
Общество
СК зафиксировал доказательства атаки ВСУ по жилому массиву в Курской области
Общество
Ковальчук назначен заместителем председателя Морской коллегии РФ
Мир
Встреча делегаций России и США началась в Эр-Рияде
Общество
Правительство утвердило стратегию реализации семейной и демографической политики
Наука и техника
В РФ завершились испытания единого теста для подбора терапии рака молочной железы
Общество
Кондратьев доложил Путину о социально-экономическом развитии Краснодарского края
Армия
Средства ПВО за сутки сбили 227 беспилотников ВСУ
Мир
В посольстве Израиля заявили об участии страны в праздновании 9 Мая в Москве
Общество
Суд удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении Михаила Ефремова
Происшествия
В Бурятии ввели режим ЧС из-за размытой паводком дороги
Политика
В МИДе обвинили Киев в попытке создать негативный фон вокруг переговоров РФ и США
Общество
ФСБ задержала работавшего на Киев сотрудника контрольно-надзорного органа РФ

Приличия и пристрастия Анни Лейбовиц

Легендарная фотохудожница представляет не менее легендарный проект «Жизнь фотографа»
0
Приличия и пристрастия Анни Лейбовиц
Анни Лейбовиц на выставке своих работ в России, фото: REUTERS/Сергей Карпухин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Когда художник утверждает, что не знает в точности, как и почему у него получается то, что получается, — скорее всего, он не лукавит. Куда менее убедительны авторы, готовые бесконечно разглагольствовать о своих творческих рецептах и давать всем желающим мастер-классы.

Знаменитая американка Анни Лейбовиц, конечно, не прочь порассуждать о профессии, но честно признается, что особых секретов у нее нет. Она не заморочена технологическими вопросами, не исповедует продвинутых эстетических теорий, не практикует специальных методов психологического воздействия на моделей. По словам Лейбовиц, ей просто интересны люди и нравится их снимать.

Достигнув мирового признания в качестве портретиста, она продолжает настаивать, что не занимается «высоким искусством», а лишь делает свою работу. Правда, с оговоркой, что иногда все-таки получается искусство — по неизвестным причинам. Едва ли здесь имеет место ложная скромность. Вся сорокалетняя карьера Анни Лейбовиц связана с исполнением журнальных заказов: она сотрудничала с Rolling Stone, Vogue, Vanity Fair. Соответственно, привыкла считать свою деятельность ремеслом, хотя всегда воспринимала редакционные задания как стимул к очередному пробуждению креативности.

В итоге в ее портфолио собралось множество портретов известных людей — упомянем хотя бы Джона Леннона с Йоко Оно, Джека Николсона, Деми Мур, Леонардо Ди Каприо, королеву Елизавету II, трех последних президентов США. Все эти снимки не лишены авторской субъективности, за что и ценимы. Однако самой Лейбовиц гламурный формат представлялся и представляется узковатым, не дающим возможности до конца выразить свое отношение к миру.

Оттого и возник альбом «Анни Лейбовиц. Жизнь фотографа. 1990–2005», где был использован совершенно неожиданный сценарий. И в книге, и на одноименной выставке (она-то и демонстрируется сейчас в Музее личных коллекций, что стало еще одним этапом долгого международного турне) заказные портреты celebrity's соединены с фотографиями из личного архива.

Для подобного решения у Лейбовиц имелись свои причины: смерть отца и любимой подруги Сьюзан Зонтаг, рождение собственных детей, необычайно поздних, — и еще, вероятно, нахлынувший пересмотр индивидуальных воззрений на профессию. Составительница альбома разрушила респектабельный канон и допустила радикальное смешение не только жанров, но и смыслов.

Наряду с богемными и парадными портретами в подборку вошли кадры с умирающей (и даже умершей) Зонтаг, почти дилетантского свойства семейные хроники, порой шокирующие репортажные фотографии (например, валяющийся на дороге велосипед убитого взрывом боснийского мальчика) и пустынные виды природы. В этой мозаике, по всем формальным признакам эклектичной, явственно проглядывает авторская позиция: «жизнь фотографа» — всегда работа, но отнюдь не только заказная.

Профессионализм без глубокой эмоции мало чего стоит, если измерять не деньгами, а интуитивно... Впрочем, ошибочно было бы воспринимать этот проект Анни Лейбовиц в качестве бунтарского. Крайне субъективная подача материала не помешала успеху альбома, в том числе коммерческому. А Лейбовиц еще раз доказала, что нарушение принятых норм — хороший способ играть по собственным правилам.

"Анни Лейбовиц. Жизнь фотографа. 1990-2005" - Музей личных коллекций. До 15 января

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир