Политика
Александр Нуризаде стал новым послом России в Хорватии
Полиция назвала одной из причин пожара на заводе Diehl поджог по неосторожности
В ООН обвинили Израиль в нарушении международных норм по эвакуации в секторе Газа
Экс-нападающего ЦСКА Жо арестовали в Бразилии за неуплату алиментов
В Херсонской области задержали завербованного Киевом сотрудника МЧС РФ
Мирзиёев примет участие в праздничных мероприятиях ко Дню Победы в Москве
В Финляндии допустили открытие границы с РФ после принятия закона о беженцах
Активистка в Германии обратилась в суд из-за запрета георгиевских лент
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Число рейсов «Аэрофлота» из Москвы в Сочи вырастет почти на четверть летом
Джон Суинни возглавил правительство Шотландии
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Экс-советник Пентагона заявил о росте числа сдающихся в плен военных ВСУ
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Пожар площадью 1 тыс. кв. м разгорелся на складе в Белгородской области
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro

«В ближайшие годы планируем развернуть сеть метеорологических станций на Марсе»

Директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый об инопланетных проектах десятилетия
«В ближайшие годы планируем развернуть сеть метеорологических станций на Марсе»
фото: официальный сайт РАН

— Меньше месяца осталось до пуска российского космического аппарата «Фобос-Грунт» к спутнику Марса. Уникальность экспедиции в том, что аппарат должен вернуть на Землю грунт с Фобоса. Что может дать науке этот трофей?

— Фобос особенно интересен, потому что, вероятно, это захваченный Марсом астероид. То есть на нем сохранилось первозданное вещество, из которого когда-то образовалась Солнечная система. Мы не знаем историю первого миллиарда лет с момента возникновения нашей планеты.

— Как технически будет выглядеть операция?

— Зонд выйдет на орбиту Фобоса. После выбора подходящего места совершит посадку на поверхность. В течение нескольких дней проведет разведку местности, забор образцов грунта и их загрузку в возвращаемый аппарат.  Аппарат будет отброшен от Фобоса пружинным толкателем и выйдет на траекторию полета к Земле. Сюда вернется только  аппарат весом в 7 кг, содержащий капсулу со 100 г образцов вещества Фобоса.

— Эта экспедиция была запланирована еще в прошлом веке, сроки неоднократно переносились. Вспоминается история наших экспедиций на Марс и Фобос. История, к сожалению, не слишком успешная.

— Исследования Фобоса начались в 80-е годы. В 1988 году два космических аппарата полетели исследовать Марс и его спутник. Один аппарат мы потеряли по дороге. Второй должен был максимально близко подлететь к Фобосу для исследования его вещества лазерными лучами. Три месяца он выполнял свою задачу. Дал очень интересные результаты по плазменному окружению Марса. Стали понятны механизмы взаимодействия с солнечным ветром, приводящие к потере атмосферы. Но на этапе сближения с Фобосом мы этот аппарат тоже потеряли. Следующий наш проект был — «Марс-96» — межпланетная космическая станция. Аппарат погиб еще в атмосфере Земли из-за нештатной работы двигателя ракеты-носителя. Стали думать, что делать дальше — и остановились на задаче по доставке на Землю вещества с Фобоса.

— Есть мнение, что неудачи последних лет в космической сфере связаны с совмещением функций заказчика и исполнителя космических аппаратов. По сути Роскосмос сам заказывает их у себя.

— В этом есть некоторая нелогичность. В начале 1990-х годов академия наук отказалась от функций госзаказчика, чтобы не содержать большой административный аппарат. Не думаю, что это было правильное решение.

— Росгидромет, который оказался в такой же зависимости от Роскосмоса, настаивает на возвращении ему функций госзаказчика на аппараты метеорологического назначения. Вы разделяете эту позицию?

— Особых претензий к Роскосмосу у нас нет. За последние 10–15 лет все аппараты по линии изучения Солнечной системы и космической плазмы были запущены. Ни один проект не был вычеркнут или выброшен из программы. И если прямо сейчас взять и отдать функцию госзаказчика РАН, то лучше не будет. У нас нет структуры, способной взять на себя эти функции. Но я сторонник того, чтобы в перспективе возврат функций госзаказчика произошел.

— Пока в России решают финансовые и организационные вопросы, задачи по изучению Марса не потеряют своей актуальности?

— Нет. Сходных задач никто в мире не выполняет.

— Россия осуществляет марсианские проекты в одиночку?

— Когда как. На американском марсоходе, который полетит в конце октября к Марсу, установлен наш нейтронный прибор. Но такие совместные эксперименты с NASA —  единичные случаи. Наши приборы были установлены и на аппаратах Европейского космического агентства. С их помощью были получены яркие результаты по распределению водяного льда. Очень любопытная работа опубликована в журнале Science о циркуляции воды в атмосфере Марса. Оказалось, что ее там на порядок больше, чем мы думали раньше. Что касается России, то на это десятилетие у нас есть программа по развертыванию на Марсе сети метеорологических автоматических станций. Они будут давать сведения о параметрах и процессах циркуляции в атмосфере. Планируем, что система заработает в 2016–2018 годах.

— Как вы относитесь к идее пилотируемых полетов на Красную планету?

— В обозримом будущем полеты человека в глубокий космос невозможны из-за опасности радиоактивного облучения. Если только не родится новое поколение Homo Sapiens, устойчивое к этому воздействию. Решения задачи в пределах человеческой жизни пока не видно.

— Тем не менее проект актуален и для NASA, и для Роскосмоса. Ведь недаром проводят наземный эксперимент «Марс-500», в рамках которого шесть человек сидят взаперти полтора года, имитируя полет к Красной планете.

— Проект «Марс-500» в первую очередь изучает проблемы изолированности, психологической совместимости, обеспечения питанием, оказания медицинской помощи и другие подобные аспекты длительных полетов. Пилотируемая космонавтика имеет сильно ограниченную сферу применения. И еще неизвестно, будет ли человечество заниматься ею лет через 100. Поэтому скорее всего будущее за космическими роботами.

— Эксперты считают, что в области освоения космоса у человечества сегодня нет таких амбициозных задач, какими в свое время были запуск первого спутника, полет Гагарина или выход человека на Луну. На ваш взгляд, какой космический проект мог бы стать прорывом?

— Луна сегодня наиболее реальный проект.

— Но ведь американцы уже неоднократно летали на Луну.

— На низких и средних лунных широтах, куда летали американцы и садились советские лунные аппараты, действительно не очень интересно. Но недавние данные о полярных областях нашего спутника заставляют взглянуть на Луну по-новому. Здесь обнаружены значительные запасы воды в форме льда, органические вещества и многое другое, что лежит как в холодильнике и ждет нашего исследования. Поэтому сейчас мы разрабатываем лунную программу. Это два космических аппарата: на южный и северный полюса Луны для исследования веществ на месте в автоматическом режиме. И в середине 2020-х годов планируем отправить туда уже пилотируемые корабли.

— Для налогоплательщиков в этом есть какой-нибудь практический смысл?

— Есть на Луне редкие металлы. Но будет ли когда-либо выгодно их промышленное освоение, большой вопрос. Пока мы летаем на ракетной технике, это всегда будет очень затратным проектом. Возможно, проще «ловить» астероиды, залетающие в Солнечную систему. Очень многие из них хранят большие запасы редких металлов. Это тоже сложная задача — как их ловить, как транспортировать, что делать с ними дальше. Но в любом случае рано или поздно человечество встанет перед проблемой использования внеземных ресурсов.