Словакия блокирует развитие Евросоюза


Словацкий парламент заблокировал расширение полномочий Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF). В итоге Словакия осталась единственной страной еврозоны, не одобрившей усиление фонда, созданного для помощи находящимся в кризисе странам ЕС.
Теперь Брюссель должен идти на поклон Братиславе. Пришлось сделать и срочные оргвыводы: осенний саммит ЕС, который планировался на 17–18 октября, перенесен на 23 октября.
— Словакия кобенится по каким-то отчасти внутренним, отчасти идеологическим причинам, — говорит главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. — В целом это свидетельство некоего здорового демократического принципа в Евросоюзе, но он приходит в противоречие с принципом эффективности и дееспособности этой организации.
Лукьянов напоминает, что попытки изменить институциональный дизайн Европы, которые делались в 2000-е годы, — в частности отмена принципа консенсуса, не позволяющего принимать решения большинством голосов, провалились. Оказалось, что никто не готов подписаться под правом, пусть даже призрачным, с помощью которого можно было бы игнорировать мнение отдельной страны-участницы.
— Евросоюз сам создал себе такие правила игры — решения принимаются только единодушно, — комментирует немецкий политолог Александр Рар.
Бурю в стакане, по его мнению, породила словацкая партия «Свободы и солидарности» во главе с Рихардом Суликом, входящая в правящую коалицию. Один из главных ее лозунгов — «Мы не будем поддерживать брюссельскую бюрократию». Теперь надо сделать хотя бы видимость, что эта линия сохраняется. Иначе избиратели подумают, что их надули. А тут есть вероятность, что можно добиться и зрелищного эффекта. Увидеть, предположим, как Ангела Меркель или Николя Саркози приедут в Братиславу, чтобы уладить конфликт.
Такая манера поведения, считает Рар, больше характерна для стран-«младоевропейцев». Для Польши, которая нередко демонстрирует особое мнение — например, в аграрной политике. Для Чехии, когда президент Вацлав Клаус долго не подписывал Лиссабонский договор. Для Венгрии, правительство которой пошло на конфронтацию по поводу свободы прессы.
При этом эксперты убеждены: у Брюсселя, прошедшего закалку во внутриевропейских конфликтах, есть инструменты и механизмы, чтобы добиться желаемого. Особенно в спорах со странами, не являющимися «локомотивами Евросоюза». Ирландцам, например, пришлось дважды голосовать на референдумах по поводу ратификации Лиссабонского договора. Аналогичная ситуация была и в Дании.
Гораздо сложнее строить отношения с большими странами. Когда французы и голландцы проголосовали против Евроконституции, никто не предлагал им подумать и переголосовать. Пришлось просто отодвинуть реализацию этого проекта.
Согласно законодательству Словакии, голосование парламента по EFSF может быть повторено. Оппозиционная партия «Направление — социальная демократия» уже выразила готовность поддержать расширение европейского стабфонда. Ожидается, что повторное голосование состоится уже на текущей неделе. Немецкий канцлер Ангела Меркель выразила уверенность в его благоприятном исходе. Она полагает, что к 23 октября, то есть к открытию перенесенного осеннего саммита ЕС в Брюсселе, план расширения EFSF поддержат все 17 стран еврозоны.
В ближайшие дни, как считает Александр Рар, на Братиславу будет оказано беспрецедентное давление. Это, конечно, потребует много усилий, но такова плата за демократический принцип единодушия. Только как долго он будет непоколебим, если, предположим, Брюсселю придется предпринимать оперативные и непопулярные меры, чтобы противодействовать экономическому кризису и возможному развалу Евросоюза?