Торговые палатки пополнили столичный бюджет


Мелкокорозничные торговые точки столицы впервые ушли с электронного молотка. В понедельник, 10 октября, на сайте Единой электронной торговой площадки (ОАО «ЕЭТП») состоялись аукционы на право размещения нестационарных торговых объектов. Специалисты отмечают, что новая схема проведения «палаточных» торгов способствует их финансовой прозрачности, а также обеспечивает равный доступ для всех участников аукциона.
Первый заместитель гендиректора ОАО «ЕЭТП» Андрей Черногоров рассказал, что раньше возможность открыть палатку разыгрывали на обычных «бумажных» аукционах. Такие торги предполагали общение конкурсантов между собой, что нередко приводило к выработке коррупционных механизмов.
— В качестве эксперимента 20% торгов прошло в рамках электронного аукциона по аналогии с действующей системой госзакупок. Единственное отличие заключалось в том, что конкурсанты должны были предлагать не более низкую, а более высокую стоимость, — пояснил Черногоров. — Участвовать в таком конкурсе могла любая организация, а начальная цена контракта была очень низкой.
По словам организатора торгов, цена на право аренды места на год могла подниматься от 6 тыс. до 3 млн рублей. Основная причина такого роста заключается в том, что торги происходили в анонимном режиме, что исключало применение различных мошеннических схем — например, сговор между поставщиками и заказчиком. Всего было проведено 90 открытых конкурсов на общую сумму более 211 млн рублей, а суммы контрактов варьируются от 100 тыс. до 3 млн рублей.
Так, максимальное ценовое предложение по аукциону на размещение торгового модуля «Овощи, фрукты» в тысячу раз превысило первоначальное предложение и составило 3,2 млн рублей.
В московском департаменте торговли и услуг сказали, что новая схема не позволила привлечь большего количества участников — их осталось столько же, сколько было и при «бумажной» системе, — 10–15. Также чиновники заметили, что новая схема не принесла серьезного увеличения итоговых цен контрактов, но признали, что она позволила избежать занижения цен в результате сговора.
Тот факт, что «электронный молоток» имеет явные преимущества перед старой системой, признали и эксперты. Однако его финансовая прозрачность далеко не всегда выглядит однозначной, отметил исполнительный директор московского отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Алексей Даутов.
— Часто случается так, что компанию не допускают до участия в торгах, ссылаясь на обычный технический сбой в системе, — сказал он.
Директор Института по ресурсному обеспечению управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева Ирина Кузнецова придерживается мнения, что наиболее эффективным способом проведения торгов все-таки является режим видеоконференции, особенно популярный за рубежом.
— В таком формате участники торгов могут проследить за действиями недобросовестных конкурентов. Плюс ко всему в госзаказе существует такое понятие, как провал рынка, когда заказчик знает гораздо меньше об объекте, чем поставщик. И только конкурентные переговоры помогают обсудить все недочеты техзадания в ходе живого общения, — считает она.
При этом специалисты сходятся во мнении, что электронный аукцион прав аренды за счет серьезных повышений цен позволяет значительно увеличить доходы бюджета. Как отметил Денис Позитурин, юрист ООО «Тендерный центр «СО-ЮЗ М», только в Зеленограде общая сумма 10 торгов на молоточном аукционе составила 10,6 млн рублей, а на электронном — 17,1 млн рублей.