Россия может заработать на помощи Испании


В понедельник в России побывала министр финансов и экономики Испании Элена Сальгадо, чтобы встретиться с российским коллегой — и.о. министра финансов Антоном Силуановым. По официальному сообщению, обсуждали они ситуацию в мировой экономике, а также пути преодоления долгового кризиса в еврозоне. Тем не менее, очевидно, что глава испанского минфина в Россию прилетела не для того, чтобы просто поговорить.
Проблемы у страны серьезные. На прошлой неделе международное рейтинговое агентство Fitch понизило на одну ступень рейтинг страны. Доходность по государственным долговым обязательствам Испании составляет уже более 5%, обновив 12-летний максимум. Совокупный внешний долг государства превысил €700 млрд, что составляет 91% от ВВП страны. При этом Международный валютный фонд (МВФ) вполне определенно дал понять, что не собирается выкупать бумаги Испании с целью ее финансовой поддержки. Поэтому власти страны вынуждены искать другие источники решения своих проблем, в том числе имея в виду и Россию.
Это косвенно подтвердил и помощник президента Аркадий Дворкович, который в понедельник сообщил, что российско-испанские переговоры начались еще в конце сентября на саммите Международного валютного фонда. От России на них присутствовали тогда еще министр финансов Алексей Кудрин и министр иностранных дел Сергей Лавров. По словам помощника президента, речь в том числе шла о возможном выкупе Россией испанских долговых бумаг.
Правда, как подчеркнул помощник президента, пока между сторонами четких договоренностей нет. Россия не намерена что-либо предпринимать до того, как Европа определится со стратегией спасения себя от долговой ямы.
— Сначала нужно дождаться объявления о том, что будет делать Европа. После этого, если это будет необходимо, мы будем принимать решения об участии в программе, — пояснил «Известиям» Аркадий Дворкович.
Покупка долговых обязательств страны, находящейся под угрозой дефолта, — довольно рискованная инвестиция. Зачем России может понадобиться такая рискованная сделка? Тем более что российский ЦБ вовремя успел избавиться от проблемных испанских облигаций. По итогам 2009 года они составляли 2,9% резервных валютных активов Центробанка. Но в 2010 году на фоне нарастающих долговых проблем было принято решение об их продаже. В июле 2011 года первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев заявлял, что Банк России не планирует покупать их снова, однако готов приобрести, если это будет отвечать интересам Минфина.
— В долгосрочной перспективе выкуп испанских гособлигаций может быть очень доходным мероприятием, — уверен аналитик ИК «РУСС Инвест» Дмитрий Кулешов. — Если Испания решит свои проблемы, то на ее долгах можно неплохо заработать (для сравнения: доходность американских гособлигаций составляет 2,9%, испанских, напомним, 5%. — «Известия»). А она, скорее всего, их решит — это крупная, хорошо развитая экономика с действительно устойчивой банковской системой. Сейчас негативные настроения по поводу будущего Испании и в целом еврозоны в большей степени вызваны истерикой, нежели реальным положением дел.
Кулешов считает, что всерьез поддержать европейский рынок покупка облигаций Испании все равно не сможет. Так что речь о настоящей помощи, скорее всего, не идет.
— «Программа поддержки» — это изящная формулировка взаимовыгодной сделки, — утверждает аналитик. — Любая современная взаимопомощь — это возможность заработать на беде соседа, а благотворительность в мире финансов не встречается практически никогда.
С мнением не совсем согласен главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков.
— Я думаю, что, безусловно, речь идет именно об укреплении взаимоотношений, — говорит он. — Но не между Россией и Испанией, а между Россией и прежде всего Германией и Францией. Потому что российские деньги частично снимают обязательства развитых стран еврозоны по оказанию помощи проблемным соседям.
Но Гавриленков добавляет, что с точностью сказать, будет ли выгодно России такое участие в судьбе Испании, можно будет только тогда, когда станут известны объемы выкупа облигаций. Если в эти бумаги будет вложена небольшая часть резервов, то, скорее, речь действительно идет о политическом интересе и укреплении дружбы. Если же будут выкуплены большие объемы долговых бумаг Испании, то, вероятно, финансовые власти России имеют в виду именно денежный профит.