Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Общество
Путин призвал уделить внимание вопросам межнационального согласия
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Мир
В бундестаге возмутились прославлением Бандеры на Украине
Мир
Блинкен пригрозил Китаю санкциями за поддержку ОПК России
Экономика
ЦБ РФ надеется на завершение этим летом массовой льготной ипотеки
Мир
МИД назвал целью визита Кэмерона в Узбекистан нанесение ущерба РФ
Мир
Представитель Госдепа ушла в отставку из-за несогласия с политикой США в Газе
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Мир
На Западе усомнились в возвращении Украины к границам 2014 года
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Экономика
В ЦБ заявили об отсутствии влияния возможной конфискации активов РФ на финстабильность
Мир
Совет ЕС на год продлил санкции в отношении 11 физлиц молдавской оппозиции
Общество
Минфин сообщил о продлении семейной ипотеки для семей с детьми до шести лет
Мир
Блинкен призвал к здоровой экономической конкуренции между США и КНР

В ожидании Станиславского

Одноактная пьеса «Недели»
0
В ожидании Станиславского
Алексей Шлеменко
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

10 театров со всех концов света (два из них приедут в Москву впервые), пять премьер и одно «возрождение» (спустя 20 лет после успеха «Гамлета» Эймунтас Някрошюс вновь поставил его специально для фестиваля) – все это «Сезон Станиславского»! Размах впечатляет, даже несмотря на то что в этом году пост президента фестиваля покидает Марк Захаров. Открытие «Сезона» его спектаклем «Пер Гюнт» – своего рода дань уважения мэтру. Покупать билеты можно на любую постановку из программы – не ошибетесь. В списках лишь самые достойные, и все так или иначе отвечают требованиям системы Станиславского – недаром фестиваль назвали его именем.

Насмотревшись современного искусства на Московской биеннале и попортив с десяток тысяч нервов на заезжих европейских постановках фестиваля Solo, столичные театралы весьма обеспокоились содержанием программы фестиваля «Сезон Станиславского» этого года. «Неделя» попыталась изложить эти переживания в жанре одноактной пьесы.

Действующие лица:

Скептик: эксцентричный любитель и знаток современного искусства, ярый противник традиционного театра.

Восторженный зритель: интеллигентского вида девица, регулярно посещающая всевозможные фестивали. Никогда не променяет живой спектакль на вечер за компьютером.

Обыватель: понятия не имеет, что такое метод Станиславского и «подводные течения». Театр любит, но лишь в качестве одной из разновидностей досуга.

Актер: все время действия сидит в углу в позе роденовского мыслителя, изредка подавая реплики, – вживается в образ. Поговаривают, что по ночам пытается задушить жену – для полного жизнеподобия.

В эпизодах: Мальволио, Клоун, Гамлет и Девушка из Вилко.

Пустой зрительный зал. Через час начнется фестиваль VII «Сезон Станиславского», и взволнованные зрители собрались, чтобы обсудить его программу. В углу сидит Актер и вживается в роль.

Восторженный зритель: Ах, как это будет прекрасно! Какие имена! Какие артисты!
Скептик: Ну, не знаю, не знаю. Вот если мне покажут балет с боди-артом под хохлому, да пустят бегущей строкой расписание автобусов на Щелковском вокзале, да пустых коробок понаставят – вот тогда и поговорим о настоящем искусстве.
Восторженный зритель: Не будем ссориться. Все на нашей сцене имеет место – и в фантастически-ассоциативных метафорах есть место «бытодраме».
Обыватель: Что за страшные слова говорите вы? Нельзя ли для простых смертных объяснить? Вечером открытие «Сезона», а я не представляю, куда мне идти… Да вы меня еще и какой-то «бытодрамой» пугаете. Я всегда думал, что за «бытодрамой» – к участковому, а не в театр.
Скептик: Интересно, что сказал бы Станиславский, если бы узнал, что творится на сцене сегодня! Нет, то, что его «Не верю!» уже неактуально, это понятно. Что бы он сказал, глядя, как голые актеры танцуют летку-енку? Или как детям-пупсам отрывают головы и топят их в аквариуме? Боюсь, что нет ему покоя в том мире.
Восторженный зритель: Погодите, а как же наш фестиваль? Здесь же все должно быть по Станиславскому.
Скептик: Как же, по Станиславскому. Спросили бы вы у него, что он думает про все эти видеоинсталляции и прочие радости технологий, как в спектакле «Волны» Кэти Митчел, который закроет фестиваль на сцене «Мастерской Петра Фоменко»? Режиссер еще себя его духовной дочерью именует, говорит, что самое главное для нее – личность актера. А про смех над самоубийцей? Тоже мне, академический театр.
Обыватель: А что если нам у самого Станиславского спросить? Говорят, если провести спиритический сеанс, тридцать раз прочитать список спектаклей фестиваля и повторить тридцать раз «Не верю!», Константин Сергеевич появится собственной персоной…
Все рассаживаются за круглым столом. Актер повторяет «Не верю!», остальные сидят, зажмурив глаза и сосредоточившись. Проходит пять минут.
Скептик (обращаясь к Обывателю): Милейший! А ваши знакомые знатоки спиритизма не уточняли, когда именно ждать прихода профессора?
Обыватель (пожимая плечами): А кто его знает? Может, он и вовсе не придет, а, может, он тут, спрятался за кулисой.
Восторженный зритель: Все бы вам шутки шутить. Уф, у меня аж мурашки по коже.
Обыватель: Тсс… Слышите? Кто-то скребется!
На сцену выходит злобный дядька со свечкой в руках.
Мальволио: Я отомщу еще всей вашей шайке!
Герои в ужасе вскакивают с мест.
Восторженный зритель: Ой, кто это?
Скептик: Плохо вы зарубежную литературу в институте учили. Это же Мальволио, слуга из «Двенадцатой ночи». Его на фестивале играет Тим Крауч, известный британский актер.
Скептик: Ну вот, доигрались – теперь к нам вместо Станиславского герои всех пьес приходить будут!
Обыватель: Погодите, сейчас разберемся. Почтеннейший Мальволио, как ваша жизнь?
Мальволио: А какая, по-вашему, жизнь у маленького человека? Никто тебя не замечает, пока все там себе встречаются, влюбляются, женятся... Вот вы хоть раз задумывались, каково это быть второстепенным персонажем? А у меня, между прочим, тоже есть мечты!
Восторженный зритель (аккуратно выпроваживая его за сцену): Ну что вы, что вы. Сотни людей придут смотреть на вас в Центр Мейерхольда 27 и 28 октября. И мы придем. Вот вы там и расскажете про все ваши мечты, горести и радости. (Мальволио исчезает за кулисами.) Ух, надеюсь, «Парка Юрского периода» нет в программе? Или еще чего похуже…
На сцену врывается Клоун с петлей на шее. Он громко смеется и кувыркается, одновременно вытаскивая из рукавов букеты цветов.
Обыватель: А это кто?
Клоун: Только 19 и 20 октября! «Искусство развлечения» во всей красе на сцене «Театриума на Серпуховке»! За два часа мы вас научим проживать последние часы своей жизни с блеском и фейерверками! Только для вас! (Продолжая кувыркаться, исчезает за сценой.)
Обыватель: (придя в себя) Ну и где тут, по-вашему, Станиславский?
Восторженный зритель: Все вам расскажи. Должна же остаться хоть какая-то интрига в предстоящем фестивале. Хотите, чтобы все было в «трех единствах» да в исторических костюмах – отправляйтесь лет на двести назад. Не в этом жизнеподобие, а в глубоких переживаниях, в эволюции героя, в его внутренней жизни. А она может быть разной – и самоиронии с черным юмором есть в ней место.
Обыватель: Ладно, ладно, понял. Тоже мне, умники.
Из-за кулисы появляется худощавый человек в растянутом черном свитере и «гриндерсах». Бормочет под нос: «Быть или не быть, сколько же можно задаваться этим вопросом…»
Обыватель: О! А этого человека я знаю – видел лет двадцать назад. Только постарел он как-то. Гамлет, ты ли это?
Гамлет: Кто вопрошает обо мне? Я, покинутый и обделенный, мечтающий о мести лишь... Жестокий червь отмщения изъел мою больную душу. Когда-то был я молод и горяч, но нынче все не то: прошло уж много лет, а благородный литовский режиссер Эймунтас Някрошюс из пепла дней меня поднял и возродил на сцене. Что делать мне с моею непосильной ношей? Как дядю мне убить и попранную честь отца вернуть? Смогу ли я?..
Восторженный зритель (нетерпеливо перебивает): И где же ждать тебя нам?
Гамлет: Последние дни октября мне будут отданы. 29-го и 30-го на сцене не Большого, но Малого театра предстану я пред публикой честной.
Скептик: Ну так идите, принц, готовьтесь к роли.
Гамлет (меланхолично покидая сцену): Вы правы, как никто и никогда. Одна лишь роль осталась мне…
Восторженный зритель: Бедный! Мне его искренне жаль… Вот вы говорите – «спустя двадцать лет»… А молодым-то, что, нет дороги на фестиваль?
Скептик: Пожалуй, что нет. Фестиваль – это не смотр молодых талантов, это, скорее, самое лучшее, что появилось на международной сцене за последний сезон. Так что жюри отбирает алмазы. И много чего, кстати, можно увидеть только здесь!
Из-за кулис вылетает девушка в ярком платье, напевая «Бесаме мучо». Хватает Скептика под руку и кружит в танце.
Восторженный зритель: А это еще кто?
Обыватель: Простите, девушка, а вы не из Вилко ли будете?
Девушка: Па-па-па-пам, та-ра-ра-ра-рам, па-па-па-пам… Я? Из Вилко, точно. (Продолжает напевать.)
Скептик (запыхавшись): А не подскажете, как к вам в Вилко добраться? Очень уж меня волнуют такие итальянки!
Девушка: Все очень просто. 25 и 26 октября приходите в театр им. Пушкина, спросите Алвиса Херманиса – это он нас привез из Эмилии-Романьи, поселил в польской деревне и даже заставил танцевать! Хотя в основном это заслуга хореографа Аллы Сигаловой. Она в свое время даже ставила балетный спектакль с выпускниками Школы-студии МХАТ. Ужас! Практически надела на них пачки и поставила на пуанты! И кстати, имела колоссальный успех! Па-па-па-пам! (Пританцовывая, скрывается за кулисами.)
Восторженный зритель: Ух ты! Вот это да... Ну и наколдовали мы с вами… Гамлет, Мальволио, клоуны безумные, девушки эксцентричные…
Из-за кулис раздается голос: «Открытие седьмого «Сезона Станиславского» через двадцать минут! Спешите, спешите! Не пропустите! Сам Константин Сергеевич будет открывать фестиваль! Такого еще не видел мир! Спешите! Торопитесь!»
Восторженный зритель: Так вот куда мы вызвали Станиславского! Прямо на фестиваль! Ну, раз уж сам мэтр почтит нас своим присутствием, то я готова поверить, что его система все еще работает. Значит, жива традиция русского театра! Пойдемте скорее в большой зал, а то самое интересное пропустим!
Все толпой выбегают со сцены, на которой остается лишь Актер, в молчании продолжающий вживаться в роль. «Быть или не быть…»

Афиша

Театральный фестиваль – VII «Сезон Станиславского»

17 октября, 19:00
«Пер Гюнт», театр «Ленком»
Интрига: специально для восходящей звезды театра Антона Шагина Марк Захаров переписал классическую драму Ибсена.

19 и 20 октября, 19:00
«Искусство развлечения»,
совместный проект Needcompany (Бельгия) и Burgtheater (Вена, Австрия)
на сцене «Театриума на Серпуховке»
Интрига: как самоубийство превратить в комедию? Автор и режиссер Ян Лауерс, главную и единственную роль исполняет Дирк Руфтхуфт.

21 октября, 19:00
«Брат Иван Федорович», «Студия театрального искусства»
Интрига: герои романа Достоевского снова молоды, как выпускники ГИТИСа мастерской режиссера Сергея Женовача. Что это: «Братья Карамазовы» на новый лад или рефлексия на вечные темы взросления и становления личности?

24 октября, 19:00
«Дом», МХТ им. А.П. Чехова
Интрига: режиссер Сергей Пускепалис поставил пьесу Евгения Гришковца так, будто это история самого актера, Игоря Золотовицкого.

25 и 26 октября, 19:00
«Барышни из Вилко»,
проект Фонда театров Эмилии-Романьи-Просперо (Италия), при поддержке Культурной программы Евросоюза, на сцене театра им. А.С. Пушкина
Интрига: режиссер Алвис Херманис привез итальянок в польскую деревню, а хореограф Алла Сигалова заставила их танцевать.

27 и 28 октября, 19:00
«Я, Мальволио»,
театральная компания News From Nowhere (Брайтон, Великобритания),
на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда
Интрига: о чем думает второстепенный персонаж, пока главные герои влюбляются и женятся? Версия Тима Крауча.

29 и 30 октября, 18:00
«Гамлет»,
театр Meno Fortas (Вильнюс, Литва), на сцене филиала Малого театра
Интрига: что стало с Гамлетом-панком, который повзрослел на двадцать лет? Шекспир по-литовски от Эймунтаса Някрошюса.

31 октября, 19:00

«Пять вечеров»,
«Мастерская Петра Фоменко»
Интрига: гротескная и самоироничная почти клоунада от режиссера Виктора Рыжакова с Полиной Агуреевой в главной роли.

2 ноября, 19:00
«Враги: история любви»,
«Современник»

Интрига: абсолютно новое перевоплощение Чулпан Хаматовой, Евгении Симоновой и Алены Бабенко
от израильского режиссера Евгения Арье.

9 – 11 ноября, 19:00

«Волны»,
театр Schauspielhaus (Кельн, Германия),
на сцене «Мастерской Петра Фоменко»
Интрига: как могут воедино переплетаться монологи, воспоминания и детали? Отвечает влюбленная в Россию Кэти Митчел.

Комментарии
Прямой эфир