Президент оценил участие иностранных акционеров в российских медиа


Часть активов принадлежит иностранцам. Так, Modern Times Group (MTG) владеет 38,9% «СТС Медиа» (НМГ контролирует в холдинге 25,2%), а Radio Television Luxembourg (RTL) принадлежит 7,5% в НМГ. «Это очень важная встреча, — говорит источник в Кремле. — В какой еще стране мира акциями самых популярных СМИ управляют иностранцы?»
Участников встречи с президентом было всего восемь. Четверо российских акционеров — глава АБ «Россия» Юрий Ковальчук, владелец «Северстали» Алексей Мордашов, гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, гендиректор НМГ Александр Орджоникидзе. И четверо иностранных — акционер Modern Times Group Кристина Стенбек, акционер группы MTG Ханс-Хольгер Альбрехт, гендиректор группы RTL, член правления Bertelsmann AG Герхард Цайлер и представитель группы RTL в совете директоров ЗАО «НМГ» Ханс Мар. Плюс замглавы президентской администрации Алексей Громов. Всех пригласили в Красную гостиную, которая располагается в Большом кремлевском дворце.
Перед входом висел план рассадки: по правую руку от Медведева должен сесть Громов, по левую — Ханс-Хольгер Альбрехт.
— А где Богданов? — искренне обеспокоился председатель совета директоров банка «Россия» Юрий Ковальчук, пытаясь найти среди девяти человек гендиректора «Сургутнефтегаза». Наконец, они встретились глазами.
Редкие иностранцы чувствуют себя в Кремле уютно. Парадные залы, где каждый метр в «золоте», а чтобы увидеть потолки, надо хорошенько потянуть шею, вселяют в посетителей по обыкновению какую-то беспомощность. Вот и Герхард Цайлер, гендиректор RTL, отдавая себе отчет в том, что он будет говорить президенту, не сразу понял, как это можно сделать. «Все включено», — пришел на помощь Юрий Ковальчук, объяснив на английском, что на столе лежат микрофоны.
Когда Дмитрий Медведев зашел в гостиную, то прежде чем что-либо сказать, он заботливо попросил Кристину Стенбек, единственную женщину среди присутствующих, взять переводчик.
Назвав НМГ «примером удачного взаимодействия российских и иностранных компаний в такой тонкой сфере, как СМИ», президент отметил, что далеко не во всех европейских странах в медийной отрасли присутствуют иностранные инвесторы. «Но мы люди открытые, поэтому у нас применительно к средствам массовой информации такая позиция. Мы считаем, что это неплохо. Это позволяет решать и инвестиционные задачи и позволяет решать, может быть, и более глобальные задачи, с учетом того, что мы все живем в одном мире и нас волнуют одни и те же проблемы», — заявил Медведев.
Юрий Ковальчук рассказал о трех угрозах, стоявших перед НМГ: финансовый кризис, который мог больно ударить по медиаиндустрии, отсутствие необходимых профнавыков, когда бизнесмены пришли в новую для себя сферу СМИ, и давление со стороны государства — впрочем, только теоретически возможное.
— Я скажу совершенно откровенно, мы опасались давления со стороны государства с точки зрения того, как и что нужно делать, — заявил Ковальчук.
— Ну и как себя государство повело? — заинтересовался Медведев.
— Сейчас я могу констатировать, что никакого вмешательства государства в этот процесс не было, что для нас является чрезвычайно важным, — ответил Ковальчук.
— Мы не хотим рулить российским телерадиоавтомобилем. Но мы рады, что мы хотя бы прикоснулись к этому автомобилю. Мы можем сидеть на заднем сиденье, и мы можем сопутствовать езде. И нам нравится, как автомобиль ведет господин Ковальчук, — заявил Цайлер, когда ему предоставили слово.
Встреча длилась всего полчаса, и большая ее часть прошла за закрытыми дверями. По информации «Известий», тема предстоящих выборов не обсуждалась. «На меня и моих коллег никогда не было давления со стороны российских властей», — заверила «Известия» Стенбек после беседы с Медведевым. Она рассказала, что иностранцев интересует прежде всего развлекательный контент. «Мы говорили о дальнейшем развитии и сотрудничестве с российскими бизнесменами», — говорит Кристина Стенбек. По ее словам, речь может идти об обмене акциями и покупке новых активов.
Встречу Медведева с НМГ Стенбек объясняет так: «Президента всегда интересовали технологии, инновации, это естественно, что он проявляет интерес как в государственных делах, так и в медийных. Это и персональный интерес».
Президент этого не скрывает: «Я, в общем, традиционно достаточно много внимания уделяю перспективам развития средств массовой информации в нашей стране, новым информационным технологиям».