Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Гоночная машина на скорости влетела в толпу людей на Кубке Ленобласти по ралли
Спорт
В «Динамо» заявили о продлении контракта с тренером Марцелом Личкой
Мир
Десятки рейсов отменили в аэропорту Мюнхена из-за митинга экоактивистов
Мир
Совершившего покушение на премьера Словакии заключили под стражу
Мир
Reuters сообщило о росте числа «отказников» в моргах Канады
Мир
Во Франции указали на взрывной рост российской экономики
Общество
Партию самокатов изъяли с улиц Петербурга за нарушение правил парковки
Мир
Подозреваемый в покушении на премьера Словакии признал вину
Мир
СМИ сообщили о запуске дрона с флагом РФ над Рейхстагом в День Победы
Общество
В Ленобласти возбудили уголовное дело после гибели зрителя на ралли
Политика
Лавров указал на открытость РФ к диалогу по безопасности с Западом на равных
Общество
Актриса Наталия Кудрявцева умерла на 92-м году жизни
Происшествия
В Хабаровском крае обезьяна сбежала от хозяев и покусала местных жителей
Спорт
Футболист Георгий Джикия покинет московский «Спартак» в конце сезона
Армия
Герой России Жарский назвал свои награды заслугой всего подразделения
Общество
В Намском районе Якутии затопило девять сел из-за паводка на реке Лена
Мир
Польша потратит $2,5 млрд на укрепление границы с Россией и Белоруссией

Сатанинский народ познакомился с польским классиком

«Мистрас» в постановке Римаса Туминаса напомнил пародию на «Мастера и Маргариту»
0
Сатанинский народ познакомился с польским классиком
фото: Павел Баранов/ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Петербургский театральный фестиваль «Балтийский дом» не в первый раз посвящает свою программу одному режиссеру. Несколько лет назад у зрителей была возможность увидеть лучшие спектакли Эймунтаса Някрошюса, на этот раз главным героем фестиваля стал Римас Туминас. 

Несмотря на то, что программа называется «Не весь Туминас» московские постановки «Ревизор» (театр «Современник»), «Троил и Крессида» и «Дядя Ваня» (театр им. Евг. Вахтангова) в сочетании со спектаклями вильнюсского Малого театра дают возможность оценить творчество режиссера. При всей благосклонности, с которой театральная общественность относится к художественному руководству Туминаса в театре Вахтангова, взглянуть на состояние дел в его родном вильнюсском коллективе тоже небесполезно. Тем более что первоначальная договоренность, следуя которой режиссер должен был часть года обязательно посвящать своему литовскому детищу, была нарушена — Москва потребовала у него больше сил и времени.    

В рамках фестиваля литовцы сыграли спектакль «Мистрас» по пьесе современного драматурга Мариуса Ивашкевичюса, написавшего ее специально для вильнюсского Малого театра (премьера состоялась в сентябре 2010 года). Привозя такой непростой материал, театр рисковал. Мало того, что «Мистрас» играется на литовском, так еще и речь там идет о последних годах жизни поэта Адама Мицкевича в Париже.

Если для белорусов, литовцев и поляков Мицкевич — поэт не чужой, то русский зритель знает его в основном благодаря дружбе с декабристами и переводам русских классиков, в том числе Пушкина, Лермонтова, Брюсова, Ходасевича и Бунина. Доскональным знанием биографии Мицкевича похвастаться могут немногие. Для большинства история о литераторе-русофобе, вступившем в сговор с нечистой силой, отдаленно напоминает пародию на «Мастера и Маргариту» — с той разницей, что зритель не ведает, чем закончится «Мистрас».

Драматурга увлек реальный факт биографии поэта. В эмиграции Мицкевич попал под влияние проповедника польского мессианства Анджея Товяньского. В пьесе его называют Мистрасом, что по-польски означает «посвященный». В спектакле Туминаса Мицкевич (Йокубас Барейкис) и Мистрас (Рамунас Циценас) — типичный дуэт из литературы эпохи романтизма, где так силен мотив двойничества.

В начале спектакля гений противостоит злодейству, затем пускает его в свой дом и свою душу. Но и у этого дуэта имеются свои двойники — романтический дуэт жены Мицкевича Целины (Гинтаре Латвенайте) и терзающей ее любовницы мужа, дьяволицы Ксаверы (Валда Бичкуте).  

Есть в пьесе Ивашкевичюса и свой МАССОЛИТ. Драматург и режиссер иронично изображают парижский кружок деятелей искусства, в который попадает эмигрант Мицкевич. Зычный резонер Бальзак в пальто с огромным воротником (Аудрюс Бружас), рыжая эмансипе в мужском костюме Жорж Санд (Габриеле Туминайте), рафинированный истерик Фредерик Шопен (Мантас Вайтекуснас) и пластичный, как змея, философ Пьер Леру (Леонардас Победоносцевас). На протяжении спектакля герои рассуждают об искусстве и политике, скучают, сплетничают, стараются выглядеть значительными, но все их страсти и стремления кажутся жалкими.

Все потому, что Туминас вместе со своими постоянными соавторами — художником Адомасом Яцовскисом и композитором Фаустасом Латенасом — помещает их в некое холодное пространство, где человек выглядит одиноким и самонадеянным. Словно смотрит режиссер на людей, пусть великих, с высоты птичьего полета, и при этом остается верен своим театральным заповедям — комизму, трагизму и гротеску. Потому стильный, смешной и жутковатый «Мистрас» затрагивает гораздо более серьезные материи, нежели национальное самосознание и битву с сатанинским народом, как Мистрас называет русских.

Комментарии
Прямой эфир