Аптеки уходят в минус
В течение первого полугодия рентабельность аптечного бизнеса в стране снизилась более чем в два раза — с 1,6% в январе до 0,7% в июне, говорится в материалах Росстата. Главная причина кризиса — изменения в налогообложении. Прогнозы аналитиков, которые в начале года обещали разорение и закрытие аптек по всей стране, начинают сбываться.
Хуже всего обстановка в Брянской области. Там аптеки ушли в минус на 5,5%. В Самарской и Ульяновской областях показатель рентабельности — минус 4,9%, во Владимирской области — минус 4,2%. В убыток работают аптеки в Воронежской (минус 0,1%), Ивановской (минус 2,8%), Костромской (минус 0,2%), Орловской (минус 2,2%), Тверской (минус 0,9%) областях. Отрицательные показатели и в других округах: Псковская область, Республика Адыгея, Ростовская область, республики Алтай, Тыва, Алтайский край, Еврейская автономная область, Приволжский федеральный округ — минус 1,4%. Даже в традиционно успешной Москве рентабельность аптек оказалась отрицательной — минус 2,4%.
Причин у падения показателей несколько — это и повысившаяся с 1 января налоговая нагрузка, и выросшая на 7–10% стоимость аренды, и рост коммунальных платежей на 15–30%. От других коммерческих предприятий аптеки отличает еще и госрегулирование цен на средства из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). В среднем ограничение распространяется на 40% ассортимента.
В итоге аптеки выкручиваются как могут. Крупнейшие сети, например, увеличили долю немедицинских товаров в своем ассортименте. И это дало свои результаты. У аптечной сети «36,6» рентабельность по EBITDA за
первое полугодие около 1%, что не сильно отличается от прошлого года. А
у аптечной сети «Ригла» рентабельность в первом полугодии хотя и снизилась (с
5,5% в 2010 году до 3,6% в 2011-м), но в минус компания все-таки не ушла, рассказывает аналитик инвесткомпании Rye, Man
& Gor Securities Екатерина Андреянова.
Впрочем, этот рецепт подходит далеко не всем аптекам. Быстро перестроить свой бизнес под парафармацевтику не получится. Во-первых, у большинства аптек не хватит на это оборотных средств. А те, кто все-таки изыщет резервы, не смогут добиться от поставщиков лучших цен, чем в обычных магазинах.
Да и потребители не поймут таких перемен, прогнозируют аналитики. Особенно проблема актуальна для государственных и муниципальных аптек, на которые, по оценкам Аптечной гильдии, приходится 20% всех аптек в стране.
— Основные покупатели таких аптек — пожилые люди. А у них в голове стереотип — в аптеке должны продаваться только лекарства, — объясняет исполнительный директор Аптечной гильдии Елена Неволина.
В небольших городах и селах, в которых сосредоточено 52% аптек всей страны, парафармацевтика также не сможет спасти рентабельность аптек. Согласно исследованию Аптечной гильдии, на первом месте по продажам немедицинских товаров в аптеках находится косметика марки Vishi. Но и на нее приходится только 0,01% в общем товарообороте.
В результате эксперты прогнозируют два пути для аптек: уход с рынка и повышение цен на лекарства.
«Владельцы продают бизнес. Часто новые хозяева переделывают аптеку во
что-то другое, например в магазин. Это особенно характерно для
небольших аптек в регионах», — рассказывает исполнительный директор
Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева. По оценкам гендиректора маркетингового агентства DSM Group Сергея Шуляка, в следующем году тем или иным образом с рынка уйдет 10–15% аптек.
В РААС прогнозируют, что лекарства, которые не входят в список жизненно необходимых, подорожают к концу года на 10% без учета инфляции. А препаратов из перечня ЖНВЛП может и вовсе не оказаться на полках. В особой зоне риска те лекарства, которые не входят в минимальный набор, необходимый для каждой аптеки. В последнюю версию списка входит 57 наименований. В основном это недорогие лекарства, например активированный уголь и ацетилсалициловая кислота.