Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Общество
Собянин сообщил о начале работы сезонных ярмарок выходного дня
Мир
Блинкен призвал к здоровой экономической конкуренции между США и КНР
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Общество
Шойгу указал на ведущие на Украину следы террористического акта в «Крокусе»
Мир
Совбез Белоруссии заявил о максимальной концентрации войск у границ страны
Экономика
В ВШЭ назвали полезным для РФ опыт Ирана и Китая по противодействию санкциям
Общество
Суд взыскал с Киркорова 6 тыс. рублей за неуплату предыдущего штрафа
Политика
Военный эксперт указал на желание США снять с себя ответственность за провал ВСУ
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Общество
В ГД внесли проект о возможности продления майских праздников по решению жителей
Общество
Синоптик рассказал, когда африканская пыль уйдет из Крыма и Белгорода
Мир
В ФТС заявили о саботаже прохождения грузов со стороны стран Балтии и Финляндии
Общество
Росгвардия проводит автопробег в честь Дня Победы
Мир
Во Франции рассказали о вербовке иностранцев в посольствах Украины
Экономика
Россияне стали покупать больше ювелирных украшений

Художественный процесс, замаскированный под политику, продолжает набирать силу

Бизнесмен Шалва Бреус — об истинном смысле заявлений и действий политиков
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Художественная общественность с тревогой наблюдает за развитием отношений  российских властей и современного искусства. Суд над Ерофеевым, растущие претензии клерикальных кругов на цензурирование современного искусства, уголовные дела против участников арт-группы «Война» и т. д. Создается впечатление активного неприятия государственной системой современного искусства.

Однако это не совсем так. В Москве есть ГЦСИ, музеи современного искусства на Петровке и в Ермолаевском, финансируемая государством премия «Инновация». Проводятся молодежные и «большое» биеннале — тоже на бюджетные деньги.

Более того, многие политики и чиновники, в том числе самого высокого уровня, интересуются и даже увлечены современным искусством. Это увлечение далеко не всегда ограничивается посещением выставок и коллекционированием. Известно, что современные российские политики сами охотно пробуют силы в различных жанрах актуального искусства. В силу публичности профессии они не всегда могут открыто представить публике свои произведения, а прятаться за псевдонимами в век интернета и мобильников с камерами сделалось невозможным. Единственный выход — маскировать художественные акции под профильную деятельность.

Вспомним выступление экс-мэра Лужкова на церемонии открытия отреставрированного главного фасада Большого театра. Самую важную часть выступления Юрий Михайлович посвятил отнюдь не фасаду Большого театра, а белым тараканам. «Там живут и благоденствуют крупные тараканы, которых мы в нашей бытовой жизни даже не могли себе представить — сантиметров под 10», — сообщил Лужков собравшимся строителям, чиновникам и журналистам. «Они беленькие, потому что там темно, и не любят и не хотят, чтобы их человек трогал руками. Я пробовал это, но они сразу прыгают в воду. Они пловцы хорошие», — добавил городской глава.

Повышенное внимание мэра многомиллионного города на открытии фасада Большого театра к белым тараканам выглядит странным только с обывательской  точки зрения.  Стоит взглянуть на его речь как на художественное событие — и впечатление резко меняется. Лужков сквозь время и пространство протягивает руку классикам сюрреализма Сальвадору Дали, Луису Бунюэлю и др. И тараканы здесь вовсе не случайны. Насекомые в творчестве Дали символизируют смерть и распад и кочуют из картины в картину. Кадры из «Андалузского пса», когда из отверстия в ладони одного из героев выползают черные муравьи, давно стали классикой. Таким образом, совершенно очевидно, что выступление Лужкова — не бред впавшего в маразм чиновника, а железно связанная с сюрреалистической традицией художественная акция.

Глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов в телевизионном интервью Познеру рассказал, что общался с инопланетянами «в желтых скафандрах» и даже путешествовал с ними в космическом корабле. Общался он с ними «...наверное, на уровне мысли, потому что не хватало немного кислорода». Совершенно очевидно, что глава Калмыкии по определению не может частным образом общаться с внеземными цивилизациями. Так же, как человек, частным образом общающийся с инопланетянами, не может быть главой Калмыкии. Однако противоречие исчезает, стоит только посмотреть на заявления Илюмжинова как на художественный проект. Чтобы не сойти с ума за 18 лет беспрерывного (с 1993 по 2010 год) пребывания на посту руководителя Калмыкии, Кирсан Николаевич придумал интерактивное произведение в духе космического фэнтези и стал развивать ее с использованием новейших информационных технологий.

А президента Грузии Михаила Саакашвили безусловно можно считать мастером художественной мистификации. Спустя два года после окончания настоящей войны грузинский госканал объявил о повторном вероломном нападении российской армии на Грузию и стал крутить нарезку из старых кадров, включая выступление американского посла (с обновленными титрами). Началась паника и массовый исход, многотысячные колонны автомобилей двинулись к турецкой границе, с полок исчезли продукты первой необходимости. Лишь к вечеру перепуганное население осознало, что его разыграли. Разыграли всю страну! Эта достойная римских императоров мистификация вызывает уважение своим грандиозностью и презрением к обывателю. На этом фоне Набоков и другие известные литературные мистификаторы выглядят как мелкие шутники на студенческом капустнике.

Футуристическая традиция в эшелонах власти крепко представлена проектами «Охта-центр» в историческом центре Петербурга и зимней Олимпиады в субтропиках.

Абсурдизм как направление в словесности получил блестящее развитие благодаря спикеру парламента Борису Грызлову. Волна грязной критики за блестящую абсурдистскую фразу-находку «Парламент не место для дискуссий» говорит о том, что спикер опередил свое время и публика, так же, как это было когда-то с Даниилом Хармсом, не сумела оценить абсурда как осмысленного инструмента в устах спикера. Другая его миниатюра является гениальным примером, как в одно короткое предложение можно вложить максимум взрывающих историю науки положений.

«Коперника сожгли на костре за то, что он сказал, что земля вертится», — сообщил Грызлов на конференции. Пусть не радуются злопыхатели. Спикер парламента российской федерации Грызлов прекрасно осведомлен, что Коперник умер в преклонном возрасте от инсульта, на костре сожгли Джордано Бруно, а фразу «А все-таки она вертится» произнес Галилей. Но никому, кроме него, не хватило смелости и таланта перевернуть с ног на голову эти со школьной скамьи избитые истины и сложить их в один блистательный абсурдистский ряд.

В завершение можно сделать два взаимоисключающих вывода. С обывательской, мелкобуржуазной точки зрения ряд отечественных и зарубежных политиков выглядят не вполне  адекватными. Однако с позиций передовых, революционных их действия являются актуальными художественными произведениями.

Художественный процесс, замаскированный под политику, продолжает набирать силу. Несколько лет назад два талантливых и скромных художника начали писать антиутопию. Их книга, к сожалению, еще не закончена. И мы, все вместе, будем читать ее следующие 24 года. 

Автор — председатель совета директоров ОАО «Волга»

Комментарии
Прямой эфир