Художественный процесс, замаскированный под политику, продолжает набирать силу

Художественная общественность с тревогой наблюдает
за развитием отношений российских
властей и современного искусства. Суд над Ерофеевым, растущие претензии
клерикальных кругов на цензурирование
современного искусства, уголовные дела против участников арт-группы «Война» и
т. д. Создается впечатление активного неприятия государственной системой
современного искусства.
Однако это не совсем так. В Москве есть ГЦСИ, музеи
современного искусства на Петровке и в Ермолаевском, финансируемая государством
премия «Инновация». Проводятся молодежные и «большое» биеннале — тоже на
бюджетные деньги.
Более того, многие политики и чиновники, в том числе
самого высокого уровня, интересуются и даже увлечены современным искусством.
Это увлечение далеко не всегда ограничивается посещением выставок и
коллекционированием. Известно, что
современные российские политики сами охотно пробуют силы в различных жанрах
актуального искусства. В силу публичности профессии они не всегда могут
открыто представить публике свои произведения, а прятаться за псевдонимами в
век интернета и мобильников с камерами сделалось невозможным. Единственный
выход — маскировать художественные акции под профильную деятельность.
Вспомним выступление экс-мэра Лужкова на церемонии
открытия отреставрированного главного фасада Большого театра. Самую важную
часть выступления Юрий Михайлович посвятил отнюдь не фасаду Большого театра, а
белым тараканам. «Там живут и благоденствуют крупные тараканы, которых мы в
нашей бытовой жизни даже не могли себе представить — сантиметров под 10», —
сообщил Лужков собравшимся строителям, чиновникам и журналистам. «Они
беленькие, потому что там темно, и не любят и не хотят, чтобы их человек трогал
руками. Я пробовал это, но они сразу прыгают в воду. Они пловцы хорошие»,
— добавил городской глава.
Повышенное внимание мэра многомиллионного города на
открытии фасада Большого театра к белым
тараканам выглядит странным только с обывательской точки зрения.
Стоит взглянуть на его речь как на художественное событие — и впечатление
резко меняется. Лужков сквозь время и
пространство протягивает руку классикам сюрреализма Сальвадору Дали, Луису
Бунюэлю и др. И тараканы здесь вовсе не
случайны. Насекомые в творчестве Дали
символизируют смерть и распад и кочуют из картины в картину. Кадры из
«Андалузского пса», когда из отверстия в
ладони одного из героев выползают черные муравьи, давно стали классикой. Таким
образом, совершенно очевидно, что выступление Лужкова — не бред впавшего в маразм
чиновника, а железно связанная с сюрреалистической традицией художественная
акция.
Глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов в телевизионном
интервью Познеру рассказал, что общался с инопланетянами «в желтых скафандрах»
и даже путешествовал с ними в космическом корабле. Общался он с ними
«...наверное, на уровне мысли, потому что не хватало немного кислорода». Совершенно очевидно, что глава Калмыкии по определению не
может частным образом общаться с внеземными цивилизациями. Так же, как человек,
частным образом общающийся с инопланетянами, не может быть главой Калмыкии.
Однако противоречие исчезает, стоит только посмотреть на заявления Илюмжинова
как на художественный проект. Чтобы не
сойти с ума за 18 лет беспрерывного (с
1993 по 2010 год) пребывания на посту руководителя Калмыкии, Кирсан Николаевич придумал интерактивное произведение в духе
космического фэнтези и стал развивать ее с использованием новейших
информационных технологий.
А президента Грузии Михаила Саакашвили безусловно
можно считать мастером художественной мистификации. Спустя два года после
окончания настоящей войны грузинский госканал объявил о повторном вероломном
нападении российской армии на Грузию и стал крутить нарезку из старых кадров,
включая выступление американского посла (с обновленными титрами). Началась
паника и массовый исход, многотысячные колонны автомобилей двинулись к турецкой
границе, с полок исчезли продукты первой необходимости. Лишь к вечеру
перепуганное население осознало, что его разыграли. Разыграли всю страну! Эта
достойная римских императоров мистификация вызывает уважение своим
грандиозностью и презрением к обывателю. На этом фоне Набоков и другие
известные литературные мистификаторы выглядят как мелкие шутники на
студенческом капустнике.
Футуристическая традиция в эшелонах власти крепко представлена
проектами «Охта-центр» в историческом центре Петербурга и зимней Олимпиады в
субтропиках.
Абсурдизм как направление в словесности получил
блестящее развитие благодаря спикеру парламента Борису Грызлову. Волна грязной
критики за блестящую абсурдистскую фразу-находку «Парламент не место для дискуссий»
говорит о том, что спикер опередил свое время и публика, так же, как это было
когда-то с Даниилом Хармсом, не сумела оценить абсурда как осмысленного
инструмента в устах спикера. Другая его миниатюра является гениальным примером,
как в одно короткое предложение можно вложить максимум взрывающих историю науки
положений.
«Коперника сожгли на костре за то, что он сказал,
что земля вертится», — сообщил Грызлов на конференции. Пусть не радуются
злопыхатели. Спикер парламента российской федерации Грызлов прекрасно
осведомлен, что Коперник умер в преклонном возрасте от инсульта, на костре
сожгли Джордано Бруно, а фразу «А все-таки она вертится» произнес Галилей. Но никому, кроме него, не
хватило смелости и таланта перевернуть с ног на голову эти со школьной скамьи
избитые истины и сложить их в один блистательный абсурдистский ряд.
В завершение можно сделать два взаимоисключающих
вывода. С обывательской, мелкобуржуазной точки зрения ряд отечественных и зарубежных политиков
выглядят не вполне адекватными. Однако с
позиций передовых, революционных их действия являются актуальными
художественными произведениями.
Художественный процесс, замаскированный под
политику, продолжает набирать силу. Несколько лет назад два талантливых и
скромных художника начали писать антиутопию. Их книга, к сожалению, еще не
закончена. И мы, все вместе, будем читать ее следующие 24 года.
Автор — председатель совета директоров ОАО «Волга»