Михалков и Меньшов могут стать несменяемыми


Руководители КиноСоюза встретились с журналистами и рассказали о своих предложениях по реформированию российского оскаровского комитета. От имени КиноСоюза выступали его председатель, режиссер Андрей Прошкин, а также режиссер Валерий Тодоровский и кинокритик, почетный президент ФИПРЕССИ Андрей Плахов. Суть вопроса была изложена за десять минут.
Само же мероприятие длилось около полутора часов — часть журналистов упорно пыталась повернуть дело в сторону личного конфликта выступавших с Никитой Михалковым. Звучали предположения, что они, воспользовавшись ситуацией, хотят сделать пиар своей организации. Однако вопрос «Где вы были раньше?», видимо, был риторическим: первый съезд КиноСоюза прошел в июне этого года.
«У нас нет конфликта с Михалковым. Мы не собираемся требовать отзыва «Цитадели» из оскаровского списка — в том формате, в котором комитет существует сейчас, она была избрана легитимно. Но мы считаем, что отказ Меньшова подписать протокол обнажил проблемы, которые давно существуют в российском оскаровском комитете, и их надо решать» — эти заявления прозвучали раз, наверное, десять, но, похоже, далеко не всех убедили.
Можно было бы заподозрить «атакующую» часть журналистов в предвзятости и нежелании слышать собеседников, если бы за спиной выступавших на мониторе не значилась повестка дня, включавшая пункт:«Будет ли положен конец всевластию Н. Михалкова в российском кино». Когда Плахов, Тодоровский, Прошкин наконец обернулись и увидели это, то просто остолбенели. Выяснилось, что ничего подобного они не заявляли. К сожалению, этот технический ляп, на чьей бы совести он ни был, может обернуться новым витком конфликтов и так далеко не в спокойном российском киносообществе.
Что же касается сути вопроса, то, по мнению представителей КиноСоюза, нынешний российский оскаровский комитет, во-первых, составлен по невнятному принципу, во-вторых, работа его непрозрачна и получить какую-либо информацию, включая выверенный список самого комитета, фактически невозможно. А потому в первую очередь надо определить основы формирования комитета.
Регламент Американской академии именно в пункте о национальных оскаровских комиссиях допускает самые разные толкования. Главное — состав ее должен предоставляться американцам не позже 1 августа. То есть теоретически каждый год может быть разный состав участников. Исходя из этого, КиноСоюз предлагает создать несменяемое ядро комитета из лауреатов и номинантов премии «Оскар», а также членов Американской киноакадемии.
Остальные члены выбираются исходя из предложений профессиональных гильдий обеих российских академий («Ника» и «Орел») и обоих союзов кинематографистов. КиноСоюз собирается направить руководителям этих организаций письмо с предложением создать оргкомитет, который и занялся бы практическими вопросами изменения российской оскаровской ситуации.
Государственных структур, как то Минкультуры или Фонда кино, в списке адресатов нет. Насколько можно судить, пока они не в курсе этой инициативы. Единственная госструктура, в данный момент задействованная в процессе, — это «Совэкспортфильм», занимающийся продвижением российского кино за рубеж. На ее площадке и будут проходить заседания оргкомитета — если таковой, конечно, будет создан.
В «несменяемую» часть комитета должны войти: Никита Михалков («Оскар» за «Утомленных солнцем» плюс два попадания в шорт-лист), оскароносцы Владимир Меньшов и Александр Петров, а также номинанты премии Сергей Бодров-старший, Павел Чухрай, Петр Тодоровский и Константин Бронзит.
На вопрос о том, согласиться ли Никита Михалков принять подобное приглашение, Валерий Тодоровский ответил, что у него лично хорошие отношения с Никитой Сергеевичем и он не верит, что тот может воспротивиться подобной разумной инициативе.
Параллельно с обращением к кинематографической общественности КиноСоюз вступил в переговоры с Американской киноакадемией для уточнения юридической стороны вопроса.