Вера, надежда, любовь


Можно поставить на фаворита и получить свой небольшой, но уверенный выигрыш в виде полученного от чтения удовольствия; зато иногда фаворит спотыкается на финише, и «темная лошадка» вырывается вперед.
Новое старое
Марина Степнова
«Женщины Лазаря»
Издательство АСТ
С большинством книжек, даже хороших, вот что за дело: либо сюжет такой, что не оторваться, но в описаниях героев непременно встречаются «шоколадные очи» и «золотые волосы, сияющие, словно солнце», либо с описаниями как раз все хорошо, даже прекрасно, но глаза отчего-то сами собой слипаются уже на третьей странице. Поэтому, когда встречаешь книжку, где история рассказывается отличная, персонажи получаются живые и яркие, а стиль автора и вовсе завораживает, поначалу как-то теряешься.
«Женщины Лазаря» Марины Степновой, почти что бессменного главного редактора мужского журнала XXL, именно из таких. Однако читать ее вы будете не поэтому. Семейная история гениального ученого Лазаря Линдта (вымышленного, хотя в это трудно поверить) – редкая, штучная вещь, роман без открытого финала и надежды на серию. Прочитав ее, точно знаешь: последняя точка — это именно точка, а не многоточие. И уже одно это сегодня – большая авторская смелость.
«Женщины Лазаря» – книга о любви и нелюбви. Она о том, что один и тот же человек глазами двух разных людей – того, кому он дорог, и того, кому ненавистен, – две совершенно разные личности. Эта книга о природе гениальности. Она о том, как одиноко бывает на самой вершине. Эта книга о ценности семьи. Она о том, что самые-самые близкие – не всегда родные, и наоборот. Словом, в ней нет абсолютно, совершенно ничего нового. Но почему-то кажется, что до этого никогда и ничего подобного не читал. Наверное, это и есть настоящий писательский талант.
Принц и нищие духом
Алехандро Гильермо Реммерс
Возвращение Юного принца
Издательство «Эксмо» (Москва), «Домино» (Санкт-Петербург)
« – Что такое проблема? – настойчиво повторил он.
– Проблема – это нечто вроде двери, к которой у тебя нет ключа.
– И что же ты делаешь, когда сталкиваешься с проблемой? – спросил юноша.
– Первым делом нужно понять, твоя ли это проблема… Я знаю множество людей, вмешивающихся в чужие дела, когда никто не просил их о помощи. Они тратят время и силы, а главное, мешают тем, у кого возникли проблемы, находить собственные решения… А если проблема действительно твоя, нужно найти подходящий ключ и правильно вставить его в замочную скважину.
– Так это же просто, – сказал он и кивнул.
– Совсем не просто, - возразил я. Кому-то не найти ключа, и не потому, что этим людям не хватает воображения. Им не хватает терпения несколько раз проверить ключи, которые у них есть. Ведь бывает, что мы вставляем ключ в перевернутом положении и он, естественно, не проходит в замочную скважину. Но такие люди не желают проверять свои ключи даже один раз. Они хотят, чтобы кто-то вложил им нужный ключ прямо в руки или, того хуже, чтобы кто-то взял и вместо них открыл дверь…»
Автор – аргентинский поэт и предприниматель – возвращает читателю одного из самых любимых литературных героев нашего времени – Принца Сент-Экзюпери. Тонкая духовная аллегория о путешествии автора и Принца через бескрайние просторы Патагонии похожа на улыбку любви в час отчаяния, на глоток воды в жару: самое простое, самое необходимое. И не дай бог, никаких вкусовых добавок и ароматизаторов.
Ребенок и цацки
Софи Кинселла
«Минни Шопоголик»
Издательство «Эксмо»
Жизнь шопоголика Ребекки Бренсон (в девичестве – Блумвуд) продолжается. Спустя четыре года писательница, а в прошлом журналистка финансовых изданий Софи Кинселла написала шестую книгу знаменитой саги. Бекки живет припеваючи: она замужем, воспитывает двухлетнюю дочь Минни, работает консультантом два с половиной дня в неделю в магазине одежды, а в остальное время ходит по магазинам же. Но финансовый кризис в Англии, конечно, портит ей жизнь. Героиня клянется мужу, что завяжет с покупками и, более того, трижды (о, ужас!) наденет каждую вещь из своего огромного гардероба.
Чтобы сублимировать энергию во что-то полезное, она решает заняться ребенком (нанимает няню), организовать вечеринку на 200 человек в честь дня рождения мужа (без денег) и поднимает продажи в своем магазине благодаря услуге «Приватная покупка» (проще говоря, доставляет клиенткам шмотки, купленные втайне от мужей, в мусорных пакетах).
Жизнь нашей героини полна забот: как пройти мимо магазина, где достать шатер для вечеринки, не забыть написать письмо в министерство экономики с просьбой дать медаль «За шопинг» и вернуть шестнадцать одинаковых пальто, которые заказала Минни по интернету. Повороты сюжета очевидны, шутки тоже, героиня нисколько не изменилась, а Кинселла по-прежнему не дает описания внешности Бекки, чтобы любая читательница смогла с ней себя идентифицировать. Видимо, по этой же причине она не прописывает и внешность Минни, чтобы женская аудитория нашла соответствия со своими детьми. Впрочем, это совсем несложно – мини-копия Бекки знает набор слов: «мо-о-о-е», «Виза», «Сталбакс», «такси» – и мертвой хваткой держит манекена в магазине.
Перлы и звездочки
Руководитель проекта – Татьяна Лазарева, участники – Андрей Бильжо, Нонна Гришаева, Евгений Гришковец, Леонид Парфенов и другие
Мир с первого взгляда
Издательство «Махаон»
«Говорят дети» – жанр, в котором отметились когда-то все мы (даже если некоторые своих шедевров не помнят). Книга «Мир с первого взгляда» написана именно в нем. А точнее, записана – потому что Лазарева, хоть и приобрела известность благодаря своему чувству юмора, на этот раз ничего не выдумывала. Наоборот, сохраняла для истории высказывания детей своих знакомых. Некоторые из них вполне могли бы оказаться в пресловутых «От двух до пяти» Чуковского.
«По дороге из садика Марина, единственная дочка, расспрашивает маму о своем рождении:
– Мама, а ты кого больше хотела: мальчика или девочку?
– Девочку, конечно, – отвечает мама.
Марина с благодарностью:
– Я тоже больше хотела маму, чем папу!»
Другие истории могли родиться лишь у современных детей: «Мама, а посмотри, пожалуйста, в интернете, как в садик не ходить». Небольшими главками по книге разбросаны воспоминания звездных друзей Татьяны Лазаревой – Артемия Троицкого, Валерия Сюткина, Светланы Сорокиной, Авдотьи Смирновой и других. Они рассказывают о своем собственном детстве и смешные истории про своих детей.
Впрочем, мера выдержана, свойственного некоторым знаменитостям нарциссизма почти не наблюдается. Иногда герои повествуют об ушедших в прошлое, но когда-то бывших родными вещах: ручках – перьевых и советских шариковых, проигрывателях, приемниках, баках для кипячения белья.
Большинство историй оказались почти архетипическими – такими, при чтении которых перед глазами встают картинки, а то и панорамы нашего собственного детства. Евгений Гришковец, например, поделился своим большим горем – на дверце его шкафчика в детском саду была нарисована матрешка, а не самолет или машинка, как у других мальчиков. А Леонид Парфенов подробно и очень вкусно описал, как в его доме наряжали новогоднюю елку. Читатель ностальгирует – если ему, разумеется, уже далеко за …дцать.