Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Расчет ЗРПК «Панцирь-С» уничтожил ударный дрон ВСУ в Запорожской области
Армия
ВС РФ ударили по сосредоточению живой силы ВСУ в Суджанском районе
Мир
Каллас заявила о вреде для Центральной Азии от антироссийских санкций
Армия
Расчет установки УР-77 группировки войск «Центр» уничтожил опорный пункт ВСУ
Экономика
ФАС попросили проверить объективность цен в России после падения курса доллара
Общество
Сервисы рассказали о подорожании туров и отелей на майские праздники
Армия
Экипаж Ми-35М уничтожил живую силу и технику ВСУ в приграничье Курской области
Экономика
ЦБ увидел риски избыточного кредитования высокодоходных россиян
Общество
В МЧС предупредили о сильном тумане в Москве в ночь на 28 марта
Мир
Маск заявил о намерении сократить расходы США на $1 трлн
Экономика
Инфляция в США вырастет вдвое из-за новых пошлин Трампа
Мир
Землетрясение магнитудой 5,2 зафиксировано в центральном Казахстане
Мир
В посольстве РФ заявили о дискуссиях в ФРГ о возобновлении работы «Северных потоков»
Экономика
Реальные ставки по потребкредитам приблизились к 40%
Мир
В Алжире готовят закон о преступлениях Франции в колониальный период
Армия
Путин заявил об освобождении российскими военными территорий ЛНР на 99%
Мир
Чехия в 2025 году отправит Украине не менее 1,5 млн артиллерийских снарядов

Поджог как высшая мера

Братьям Махмудовым из Ухты грозит пожизненное заключение за поджог торгового центра «Пассаж». В огне погибли 25 человек
0
Поджог как высшая мера
фото: СУ СК РФ по Республике Коми
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Коми завершено расследование громкого уголовного дела о пожаре в ТЦ «Пассаж». Трагедия, в которой погибли 25 человек, произошла в Ухте 11 июля 2005 года. По версии следствия, торговую точку не поделили местные бизнесмены — в результате «Пассаж» подожгли. Исполнители — Алексей Пулялин и Антон Коростелев — уже получили пожизненные сроки. Теперь перед судом предстанут заказчики (по версии следствия) — местные предприниматели братья Фахрудин и Асрет Махмудовы, а также их подельник Валентин Гаджиев.

Следствие по делу «Пассажа» шло очень тяжело, хотя в одном сыщики не сомневались: торговый центр, который в час пик был забит народом, подожгли. Свидетели видели, как  в 13.30 два молодых человека быстро расплескали около 20 л горючей жидкости в коридорах первого этажа магазина и подожгли ее. На окнах старого деревянного здания, обнесенного кирпичом, стояли металлические решетки, запасные выходы были закрыты — около 80 человек, продавцов и посетителей, оказались в огненной ловушке. Спастись удалось не всем: 25 человек погибли, 11 были ранены. Тушили огонь до утра следующего дня — само здание почти полностью сгорело.

Как установило следствие, Махмудовы были компаньонами владельцев «Пассажа» — отца и сына Геворкян. Махмудовы хотели расшириться — снести устаревший «Пассаж» и построить на его месте современный магазин. Но Геворкяны были против.

Поджог как высшая мера




— Если бы не погибли люди, то все обошлось бы без особой шумихи, а план Махмудовых  сработал бы, — рассказал «Известиям» руководитель отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Республике Коми Алексей Лыжин. — У Геворкяна не хватило бы денег восстановить сгоревший «Пассаж», и он бы согласился на снос.

Для поджога бизнесмены наняли двух молодых ребят — 19-летнего Алексея Пулялина и 18-летнего Антона Коростелева. Парни стояли на «счетчике» у дагестанских воротил.

— В одном из баров Пулялин и Коростелев сцепились с родственником Фахрудина Махмудова. Торговцы вступились за родню, запретили шпане появляться в баре. А те внаглую пришли опять, — продолжил Алексей Лыжин. — Махмудовы за это потребовали с них 500 тыс. рублей — заоблачная сумма в 2005 году. Позднее взамен денег предприниматели предложили отработать долг — поджечь «Пассаж». А те и согласились.

Осудить Пулялина и Коростелева удалось только со второй попытки. За время следствия и суда арестованные давали разные показания, пытались сбить правосудие с толку, в дело вмешивались силовики, работающие на Махмудовых. И в 2008 году их оправдали.

— Весь процесс они вели себя нагло: смеялись на процессе, строили нам рожи — чувствовали поддержку и безнаказанность, — рассказала «Известиям» Валентина Стражникова, в пожаре у нее погибла 34-летняя дочь.

Возмущенные родственники погибших добились возобновления дела. 12 января 2009 года начался повторный процесс. В июне 2009 года Верховный суд Коми признал Коростелева и Пулялина виновными в поджоге и приговорил обоих к пожизненному заключению. Сейчас они сидят в тюрьме для пожизненно осужденных «Черный беркут».

Теперь в суд пойдут бизнесмены Махмудовы. Приблизительно в середине октября дело рассмотрит Верховный суд Коми. Вместе с братьями на скамье подсудимых окажется их 26-летний земляк Валентин Гаджиев.

— Он наблюдал в стороне за тем, как Пулялин и Коростелев поджигают магазин, — рассказал «Известиям» Алексей Лыжин. — А когда понял, что гибнут люди, бросился спасать посетителей «Пассажа»: привязывал к своей машине оконные решетки и выдергивал их, чтобы освободить выходы.

Гаджиева даже хотели наградить, но он скрылся. Был в розыске. А в прошлом году сам явился к следователям и всю вину попытался взять на себя. Но следствие установило, что это был очередной план братьев Махмудовых, но он провалился. 

Защита Махмудовых уверена, что братья непричастны к трагедии.

— Следствие велось необъективно, обвинительное заключение пока не вручено. Поэтому выводы делать рано, — заявил «Известиям» адвокат Фахрудина Махмудова Михаил Момотов. — Но мы потребовали, чтобы суд проходил с участием присяжным. Будем добиваться оправдательного приговора.

— Защитники Махмудовых утверждали, что они без вины виноватые и что настоящая причина преследования в том, что кому-то понадобился их бизнес, — возмущается Ирина Никифорова, потерявшая в «Пассаже» 24-летнюю дочь Яну. — Только бизнес их до сих пор цел и невредим, а детей наших нет уже в живых. 

В Ухте на месте сгоревшего торгового центра «Пассаж» построили часовню. Родственники погибших приходят туда, оплакивают своих близких и молятся, чтобы все виновные наконец понесли заслуженное наказание. 

— Это были долгие шесть лет борьбы, — говорит Валентина Стражникова. — В деле 170 томов, 53 тома обвинительного заключения — каждую бумажку мы изучили лично. И уверены на 100% в виновности преступников. Я обязательно поеду на суд.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир