Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В своей недавней колонке  Сергей Кургинян отметил, что практически все активные силы, действующие ныне на российской политической сцене — правые, и на вопрос о том, «нужна ли России правая пар­тия», ответил, что «[сначала] нужна теория правизны». И как бы сильно я ни расходился с г-ном Кургиняном по многим вопросам, я признаю, что в этот раз он поставил на повестку дня очень актуальную задачу. Потому что когда все вокруг кажется правым, четкое отделение зерен от плевел выглядит абсолютно необходимым и, более того, чрезвычайно своевременным.

Итак, кто такие правые? Правые — это те, кто считает человека, индивида, личность более значимыми, нежели об­щность, класс или государство. Правые исходят из права личности не подчиняться власти, но следовать только собственному выбору. В этом отношении правая идеология всегда выступает самой современной, так как развитие человечества расширяет пространство свободы. Кем мог быть человек, стремившийся не подчиниться диктату общества, тысячу лет тому назад? Изгоем и неудачником. Сегодня можно создавать и продавать товары, не идя в услужение к феодалу или капиталисту. Можно распространять информацию, не прибегая к услугам политизированной прессы или телевидения. Можно свергать правительства, которые раньше казались незыблемыми. Индивидуализм — суть современного мира. Массовость умирает. В XIX веке британцы могли легко контролировать свою империю силами 300 тыс. солдат; в начале XXI века американцам не хватило такой армии для замирения одного только Ирака. Свобода, как позитивная, так и негативная, расширяется, и альтернативой режимам прошлого станет та социальная система, которая сумеет «в мирных целях» испо­льзовать рационалистический индивидуализм нашего времени.

Современная «правизна» — это движение, основанное на самоорганизации людей. Мотивом же такой самоорганизации всегда было недоверие и ненависть к власти. Достаточно вспомнить, откуда пошли habeas corpus или американская конституция, и все станет понятным. Идеал правых — небольшое государство, не мешающее людям жить и не претендующее на их собственность. Их цель — установление права, дающего людям возможность обходиться без государства. Пусть это звучит парадоксально, но это так: ведь суд есть ни что иное как институт разрешения споров без привлечения к данному процессу того, кто наделен верховной властью. Для правых государство не обладает сакральностью — в отличие от народа. В девизе Salus populi suprema lex est (лат. «Благо народа — высший закон») нет места ни королю, ни государству. В такой системе координат не человек должен доказывать свое право на те или иные свободы, а государство обязано убеждать граждан в том, что оно действительно им необходимо. История некоторых обществ — тех же Соединенных Штатов, например — показывает именно это. В стране, где всегда признавалась свобода не только слова и собраний, но и ношения оружия, где до 1913 года не существовало центрального банка и единой валюты, а подоходный налог считался неконституционным, неспроста не привилась левая идеология.

Если исходить из сказанного, становится очевидным ответ на вопрос политолога о том, нужна ли России правая партия? Нужна. Потому что российская политика — это вопиющее издевательство государства над человеком и обществом. Вершившееся и тогда, когда власть в 1990-е годы бросала людей в пучину нужды и унижений; и сегодня, когда за нас решают вопрос о том, кто будет править страной следующие 12 лет. Доминантная роль государства в России — свидете­льство опасной болезни левизны. Опасной потому, что традиции защиты прав граждан в России слабы. В последние 150 лет русские показывали, что могут заставить власть себя бояться, но не уважать. Мы разрушали государство, но не создавали народа. Поэтому правая партия — партия рациональных индивидуалистов — сегодня крайне необходима России. Только она объяснит людям, что их будущее зависит лишь от того, насколько они себя ценят и уважают, насколько готовы отстаивать свободу собственных решений, от того, до какой степени будут мириться с отношением представителей власти к ним как к скоту и быдлу.

Но это только начало. Потому что правую программу можно проиллюстрировать лишь на конкретных примерах. Что мы и сделаем в следующих колонках.

Автор — член Федерального политического совета ВПП «Правое дело»

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...