Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
Франция создает проблемы российским дипломатам с выдачей виз
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Мир
Die Welt узнала о причинах отказа Украины от заключения мира в Стамбуле
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

ФАС предлагает «расчленить» нефтяные компании

Антимонопольное ведомство начало новый этап борьбы за снижение цен на топливо
0
ФАС предлагает «расчленить» нефтяные компании
фото: Владимир Суворов/ИЗВЕСТИЯ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, не стесняясь в выражениях, предложил расчленить российские вертикально-интегрированные компании. Это должно улучшить ситуацию на рынке нефтепродуктов, которая в этом году слишком уж непростая — то бензина не хватает, то дефицит авиакеросина намечается.

— Я сторонник того, чтобы расчленить ВИНК на розницу, оптовое звено и добычу, — заявил во вторник Артемьев.

Пока это предложение только на словах — никаких документов, которые предполагали бы разделение нефтяных компаний, нет.

Зато в начале сентября ФАС внесла в правительство законопроект «Об обороте нефти и нефтепродуктов». Он предполагает введение ограничений, согласно которому продавец топлива с долей на рынке более 35% не вправе покупать новые АЗС. А владельцы нефтехранилищ, если их емкость превышает 25% от общей емкости хранилищ в регионе, должны предоставлять услуги по хранению топлива всем без каких-либо дискриминаций.

Практически все крупные российские нефтяные компании являются вертикально-интегрированными. При этом сказать, кто из них доминирует на том или ином региональном рынке, довольно сложно, отмечают эксперты. Больше всего заправок у  «Лукойла» (к концу года должно быть около 2400 АЗС), «Роснефти» (2300 АЗС) и «Газпром-нефти» (1300 АЗС), говорит аналитик Банка Москвы Денис Борисов.  

Нефтяники говорить о своем будущем, которое им рисует глава ФАС, не готовы. Руководитель пресс-службы «Лукойла» Глеб Овсянников отказался комментировать предложения Артемьева. Представитель «Роснефти» сделал то же самое. Но отметил, что  у «Роснефти» нет ни одного региона, где бы доля присутствия на розничном рынке превышала 35%. Но есть один-два региона, где ситуация пограничная, в случае если закон вступит в силу, покупать дополнительные АЗС будет нельзя, замечает представитель компании.

Предложение ФАС уже о разделении бизнесов уже звучало, но шансов на его реализацию в обозримой перспективе нет никаких, успокаивает аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров. В нефтянке должно присутствовать госрегулирование, однако искусственное разделение бизнеса не приведет ни к чему хорошему — такой опыт уже есть в мировой истории отрасли. В свое время по указанию антимонопольных властей США нефтяной гигант Standard Oil  Джона Рокфеллера был раздроблен на семь частей, большинство которых впоследствии все равно приобрели форму крупного вертикально-интегрированного бизнеса, например  Exxon, Chevron и ConocoPhillips, напоминает Нестеров.  

Вертикальная интеграция нефтяных компаний создает им запас прочности. Розница сама по себе — не такой уж прибыльный бизнес, поэтому независимым трудно выживать, говорит аналитик БКС Андрей Полищук. Летом из-за сдерживания цен рентабельность в рознице бала отрицательной, сейчас балансирует в диапазоне от 5 до 10%. Нормальной в этом бизнесе считается рентабельность на уровне 20%, она и была таковой до начала этого года. Однако с 1 января на различные виды бензинов акциз вырос на 35–50%, а на дизтопливо — в два раза. Нефтяники стали повышать цены, пытаясь компенсировать увеличение акцизов. Трудно представить, чтобы отдельный НПЗ мог позволить себе глубокую модернизацию, к которой подталкивают чиновники, отмечают эксперты. Для самих ВИНК сбытовая сеть — важный фактор: сбыт нефтепродуктов, можно перераспределять потоки в случае неблагоприятной конъюнктуры.

C 1 октября вступает в силу и новая система экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (60-66), в результате чего может снова начаться рост цен на бензин: к концу года светлые нефтепродукты могут подорожать на 5%, опасается аналитик Газпромбанка Александр Назаров. По оценке аналитика БКС Андрея Полищука, к началу следующего года бензин может подорожать на 5–10%. Кроме того, осенью некоторые НПЗ начали плановый ремонт: с 1 по 28 сентября переработка нефтепродуктов в России уже упала на 4%, замечает Назаров. Возможно, агрессивной риторикой ФАС пытается превентивно обуздать рост цен. Но, поскольку нефть пока только дешевеет, подорожания топлива и без того можно пока не ждать.   

Комментарии
Прямой эфир