Аэропорт Домодедово хочет вырасти до размеров большого города
Структуры, аффилированные с аэропортом Домодедово, приобрели около 15 тыс. га земли в радиусе в 15–20 км от аэровокзального комплекса. Земли предназначены для строительства так называемого аэропорта-города — «Аэротрополис Домодедово». По оценкам экспертов, потратить на это пришлось до $300 млн.
По словам исполнительного директора Домодедово Дениса Нуждина, земли покупались не спеша — в течение последних шести лет. Сколько денег было потрачено на эти цели, топ-менеджер говорить отказался, но уточнил, что приобретением земельных участков занимались компании, не входящие в группу Домодедово, но связанные с ней. Называть эти структуры он также не стал.
Фактически это означает, что инвестиции в покупку земли осуществлялись не за счет самого аэропорта и не за счет доходов, получаемых от аэропортового бизнеса, а за счет средств неизвестных компаний, близких к собственникам аэропорта Домодедово. Но на просьбу подтвердить этот вывод Нуждин сказал: «Не могу ответить».
По оценкам экспертов Penny Lane Realty, цена одной сотки земли в районе Домодедово для оптовых покупателей могла составлять $100–200. То есть на приобретение 15 тыс. га пришлось потратить $150–300 млн.
Однако экспертов очень удивил общий размер приобретенных участков. Например, весь город Домодедово занимает всего 11 тыс. га. Между тем радиус, внутри которого будет развиваться аэротрополис, — 15–20 км. Это сравнимо даже с Москвой, которая вписана в радиус 20–25 км. Математические расчеты показывают, что 11 тыс. га — это чуть более пятой части от всей площади, вписанной в радиус 15 км.
Руководство Домодедово часто говорит, что аэропорт вкладывает в развитие только собственные средства (если это не касается федеральной собственности) и не прибегает к заимствованиям. Так, объем собственных инвестиций компании в этом году составит 7,3 млрд рублей, а на следующий год запланирован ну уровне 18 млрд рублей. При этом выручка Домодедово в 2010 г. составила около 12,8 млрд рублей, а чистая прибыль — 7,7 млрд рублей.
С другой стороны, для аэропорта покупка земли — это непрофильная деятельность. А второй важный тезис руководителей Домодедово — аэропорт не занимается непрофильным бизнесом. И с этой точки зрения использование средств близких, а не собственных, структур вполне объяснимо. По словам аналитика агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, аэропорт Домодедово скорее всего будет выступать как куратор этого проекта, будучи заинтересованным в его реализации, так как это позволит привлечь больше пассажиров.
По словам Дениса Нуждина, на сегодня пока нет готовой концепции, что будет представлять собой «Аэротрополис Домодедово». Она будет готова, как предполагается, только в следующем году. Тогда и станет понятно, где и что планируется построить. И только потом уже будут привлекаться партнеры для строительства отдельных объектов. При этом Нуждин не исключил, что после застройки площадей часть земельных участков может быть продана.