Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Штурмовики ВС РФ при поддержке танков и ударных БПЛА захватили опорпункты ВСУ
Мир
По меньшей мере 40 человек задержали в Техасе во время пропалестинского протеста
Мир
На Украине предложили запретить украинским чиновникам вести каналы в Telegram
Происшествия
Пять человек задержаны по подозрению в поджоге вертолета на московском аэродроме
Происшествия
В Белгороде и Белгородском районе объявили ракетную опасность
Мир
Философ Дугин назвал фильмы «Матрица» или «Терминатор» проекциями будущего Запада
Происшествия
Гладков сообщил о сбитой на подлете к Белгороду воздушной цели
Мир
Фон дер Ляйен допустила блокировку соцсети TikTok на территории Евросоюза
Общество
Апрель 2024-го вошел в тройку самых теплых в Москве за всю историю метеонаблюдений
Мир
В Казахстане задержали экс-главу МВД Тургумбаева по делу о массовых беспорядках
Мир
CNN сообщил о предложении к ХАМАС освободить 33 заложника за прекращение огня в Газе
Общество
На 40-й день со дня теракта в «Крокусе» к стихийному мемориалу несут цветы
Мир
Украинский пленный рассказал об обмане со стороны командиров
Мир
Герцогиня Эдинбургская Софи посетила Украину по настоянию МИД Великобритании
Мир
MWM узнал об отзыве ВСУ танков Abrams с линии фронта из страха перед ударами России
Происшествия
Жителя Приморья задержали за сотрудничество с подконтрольной ГУР Украины структурой
Мир
СМИ указали на увеличение состояния Маска на $37 млрд за неделю

Фасоны русской жизни

Американка написала историю российской модной индустрии
0
Фасоны русской жизни
фрагмент обложки издания
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На переплете новой книги американского историка Кристин Руан «Новое платье империи: история российской модной индустрии 1700–1917», вышедшей в переводе Ксении Щербино в издательстве «НЛО», — фотография женщины в изысканном платье времен Первой мировой войны. Это изображение, как и многие другие иллюстрации, становится для автора своего рода «квестом». После того, как будут внимательно рассмотрены все детали наряда - прозрачный шифон и томная шляпа или кружева и фестончики, настанет очередь истории каждого образа. Выяснится, что не все дамы времен Первой мировой считали возможным отвлекаться на модные «изыски». Но и антитеза в виде «андрогинного» наряда со скромным галстуком-бабочкой тоже не казалась безоговорочным выбором: освобождение женщины все же не всегда должно приравниваться к освобождению от прекрасного.

Первые главы книги написаны в довольно сухой научной манере — все-таки работа создавалась  для студенческой аудитории. Но уже довольно скоро темы — будь то история российской швейной индустрии, возникновение нашей модной прессы или яростная борьба между русским сарафаном и европейским фраком —  складываются в интересные узоры, а у читателей появляется возможность оценить авторскую сдержанность и заинтересованность. Куда бы ни переносилось повествование — на ассамблеи Петра I или на знаменитый бал в Эрмитаже 1903 года, где все нарядились в боярские платья и тем самым надолго закрепили за роскошной «исконной» одеждой карнавальный статус, — Кристин Руан до конца разматывает клубок сюжета.

В дореволюционном магазине модной одежды нам предлагается не только полюбоваться на респектабельных дам, которые, «попав в сети коммерции», то и дело забывали в лавках детей, но и присмотреться к управляющим и заглянуть в соседнее помещение, где «в плену потогонной системы» трудятся швеи. Историю смены фасонов Кристин Руан ловко подшивает к истории «стремлений работников к лучшей жизни», а потом — и к «формированию нового национального образа».


Примеры автор находит не только в документах, но и в классической русской литературе. Главу о традиции женского воспитания иллюстрирует жена гоголевского Манилова, которую прекрасно обучили «вязанию кошельков и других сюрпризов». Фонвизинскому Тришке, крепостному господ Простаковых, достаточно появиться всего один раз, чтобы создать запоминающийся образ незадачливого портного, «который не имеет к своему занятию ни таланта, ни малейшей склонности». В главе «Новое платье императора. Рождение модной индустрии» на помощь таким, как Тришка, приходит начальник Санкт-Петербургской ремесленной управы Комаров. Он сравнивает «отечественного производителя» с западным и приходит к неутешительным выводам: «Все иностранцы имели профессиональное образование, посещали публичные лекции, организовывали частные выставки и выпускали профессиональные журналы, способствующие развитию необходимых в работе вкуса и стиля».

Книга Кристин Руан не похожа на постепенно заполняемый разнообразными нарядами платяной шкаф. Это действительно динамичное повествование, в котором сюжеты вековой давности напоминают сегодняшний день. А финальная фраза вдохновляет на продолжение сюжета и, возможно, даже перекройку «тришкиного кафтана»: «К несчастью для советских потребителей, построить новую модную индустрию оказалось труднее, чем можно было себе представить». 

Комментарии
Прямой эфир